Наша встреча с Андреем Самойловым, выпускником ангарского театра “Факел”, а ныне – студентом Российской академии театрального искусства (бывшего ГИТИСа), состоялась 19 февраля в малом зале Дворца культуры “Современник”, где в тот вечер артисты “Факела” показывали спектакль по пьесам Александра Вампилова “Перешагнуть порог“. На этот раз Андрей выступал в качестве зрителя, а после спектакля прочитал со сцены два прозаических произведения из своего учебного репертуара: “Откуда я родом, там люди учтивые” Вильяма Сарояна и свой любимый рассказ – “Озеро. Облако. Пашня” Владимира Набокова.
Театралы Ангарска помнят Андрея по его главным ролям в психологической драме “Жан и Беатриса” по пьесе Кароля Фрешетта, музыкальной сказке “Тень” Евгения Шварца, чеховском “Дяде Ване” и другим “факельским” постановкам. А вот армия телезрителей канала “СТС”, особенно подросткового возраста, знает бывшего воспитанника “Факела” как Глеба Сергеевича Зайцева, преподавателя игры на гитаре из сериала “Ранетки”. Именно сериальная известность собрала в этот вечер вокруг Андрея круг юных поклонниц, желавших сфотографироваться со “звездой” и получить автограф. Тем не менее, ангарский москвич нашел время, чтобы ответить на вопросы зрителей и, в том числе, нашего корреспондента. Первый вопрос, конечно же, о “Ранетках”.
– В сериал я попал как участник музыкальной группы “Балабама”, где играю на бас-гитаре. Честно говоря, “Ранетки” – это легкий жанр, возможность заработать и получить известность в качестве музыкантов. В новых сериях популярного сериала, работа над которыми начнется в ближайшее время, “Ранеток” не будет, на первый план выйдет “Балабама”, название тоже изменится.
– Андрей, расскажи о своей учебе.
– В этом году я заканчиваю эстрадное отделение ГИТИСа, руководитель курса – Валерий Гаркалин. Кстати, он и Александр Иванович Кононов, режиссер “Факела”, во многом похожи, даже в восприятии театра оба являются приверженцами вахтанговской школы, игрового театра. В дипломе будет стоять “актер эстрадного факультета”. Это не значит, что нас готовят в клоуны. У нас половина преподавателей из Щукинского театрального училища: они отдают предпочтение драматическому театру, только с музыкальным уклоном. Это веяние Запада, где развивается мюзикл, – активная подготовка разноплановых актеров, которые сейчас востребованы. Форма обучения тоже претерпела западное влияние: на втором-третьем курсах преобладают мастер-классы. Приглашается педагог, который в течение месяца занимается со студентами по своей системе. Потом приходит другой педагог, с собственным подходом. Наша задача – усвоить нужное.
– Ты в будущем видишь себя актером?
– И актером, и музыкантом. У меня музыкальное образование: я окончил Иркутское областное музыкальное училище по классу контрабаса и бас-гитары, преподавал в ангарской музыкальной школе №2, играл в Иркутском областном губернаторском симфоническом оркестре. Меня приглашают работать в театр-студию Владимира Панкова “Sound drama”, там я смогу использовать свои актерские ресурсы и навыки музыканта. Этот театр тоже близок к вахтанговской школе и “Факелу”, в нем важно, чтобы на сцене не было бытовой правды, приветствуется эксперимент, существование на грани, полная самоотдача. В постановках Владимира Панкова драматургия приоритетна, музыка здесь идет от мысли и содержания. Актеры – профессиональные музыканты и танцоры.
– Опыт, полученный за годы занятий в “Факеле”, пригодился в учебе?
– Это багаж, с которым я вошел в актерскую профессию. Самое главное, чему мы здесь учимся, – этика, воспитание актера. У него должен быть внутренний стержень. Он должен развиваться как личность, иметь свое мнение, знать, что он делает и для чего. В ГИТИСе старшие педагоги тоже стараются это прививать.
– Расскажи о Москве театральной.
– Театр в столице развивается. Параллельно с репертуарными театрами, которые стараются идти в ногу со временем, работают студии, антрепризы, много различных проектов. Есть спектакли на потребу публике, есть и серьезная студийная работа, обеспечивающая театру движение вперед, поддерживающая культуру. Многие молодые актеры даже не собираются идти в репертуарные театры – на вторые и эпизодические роли. Перемещаются из одного проекта в другой, больше зарабатывают. И это стремление понятно, в какой-то мере оправдано. Мой брат Алексей проработал в театре им. Вахтангова 4 года, больше в репертуарный театр он идти не хочет. Сейчас в основном преподает в театральных студиях сцендвижение и актерское мастерство.
– Вы с ним пользуетесь внешним сходством, ведь теперь это можно делать по-актерски виртуозно?
– Иногда приходится подменяться. В “Ранетках” был один съемочный день с ним, а не со мной. Но об этом я специально договаривался. Вообще, когда мы с ним отращиваем волосы, черты сглаживаются, и мы становимся практическими одинаковыми.
– Андрей, и напоследок: что тебе больше всего нравится в актерской профессии?
– Возможность быть самим собой. В жизни с тобой может не случиться и сотой доли того, что ты испытаешь на сцене. В жизни мы ненастоящие, вынуждены постоянно носить маску. Сцена обнажает, здесь ты имеешь возможность проявить свои истинные чувства. Если говорить возвышенно, театр – это настоящее существование, вне быта.
Пожелаем Андрею Самойлову не разочароваться в своей профессии (что не редкость в актерской среде), достичь на театральном поприще больших успехов и при этом – почаще приезжать в родной город.