Рубрика
Ангарск и Ангарчане
В нашей стране все дети, достигшие семилетнего возраста, становятся школьниками. Право на бесплатное общедоступное образование гарантировано им Конституцией. Так и есть, если речь идет о здоровых детях. А вот родителям больных ребятишек, с ограниченными возможностями здоровья, каждый год приходится решать сложную задачу под названием «запиши ребенка в первый класс». Особенно непросто в Ангарске приходится семьям, в которых воспитывается ребенок-инвалид с сохранным интеллектом – это ребятишки, страдающие опорно-двигательными нарушениями, патологиями слуха, зрения. По уровню умственного развития они часто мало чем отличаются от здоровых детей, но им в нашем городе не находится места за партой.
О проблеме недоступности школьного обучения для детей-инвалидов в Ангарске мы уже рассказывали на страницах нашей газеты осенью прошлого года. С тех пор ситуация в лучшую сторону не изменилась. В минувший понедельник этот вопрос стал главным на круглом столе с участием председателя комитета по социально-культурному законодательству Законодательного собрания Ирины Синцовой, председателя регионального отделения ВОРДИ Иркутской области Лилии Щеглачевой, представителей управления образования администрации АГО и родителей детей-инвалидов. Обсуждение проблемы проходило в кабинете директора школы №6 Инны Морозовой – руководителя единственного в городе общеобразовательного учреждения, осуществляющего классное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. На круглом столе немало говорили о высоких результатах организации образовательного процесса инвалидов в стенах школах. И еще больше о том, почему не все нуждающиеся в таком обучении дети могут стать учениками этого образовательного учреждения.
Больше десяти лет назад администрация школы выступила с инициативой продолжить образовательный процесс комбинированного детсада №9, набирая их выпускников в свои специализированные классы детей с ограниченными возможностями здоровья. Необходимость в этом назрела давно, а потому благую идею одобрили на всех уровнях. При существенной финансовой поддержке муниципалитета в школе была создана «доступная среда» для детей-инвалидов, закуплено необходимое оборудование, в прошлом году выделены средства для проведения капитального ремонта. Ангарскую школу №6 приводят как образец по организации инклюзивного обучения, сюда водят комиссии, она стала площадкой для передачи опыта работы с особенными детьми.
Но далеко не все знают, что набор в первые классы детей-инвалидов здесь осуществляется не каждый год, а… раз в четыре года. Не попавшие в этот возрастной поток дети остаются без школьного обучения или ждут три года. Их родители и обивают пороги чиновников на всех уровнях, прося содействия в устройстве детей в школу. Конечно, одна «шестерка» не должна отвечать за решение этой глобальной образовательной проблемы, но ее работа с четырьмя десятками детей-инвалидов позволяет власти «не замечать» наличия нескольких сотен мальчишек и девчонок, не попавших в школьные классы. Из года в год этот вопрос всплывает на поверхность в пору записи детей в первые классы и нерешенным тонет в рутине насущных дел. А семьи с маленькими инвалидами остаются один на один со своими бедами.
Прошедший круглый стол тоже не повлиял на сложившуюся ситуацию. Словно отвечая на чьи-то обвинения, директор СОШ №6 Инна Морозова с помощью одной из родительниц, руководителя общественной организации инвалидов «Импульс» Ольги Ломановой, чей ребенок учится в таком специализированном классе (приведенные общественницей аргументы можно рассматривать как заявление «мой ребенок учится, а остальным не повезло, но это проблемы их родителей»?), рассказывали, какие замечательные условия созданы здесь для детей с ограниченными возможностями здоровья, как хорошо они сдают выпускные экзамены (в прошлом году выпускница коррекционного класса сдала ЕГЭ по русскому языку на 97 баллов, при таких результатах она и почти все ее одноклассники поступили на бюджетной основе в вузы). Так вот именно поэтому, зная об успехах детей-инвалидов, родители таких ребятишек и стремятся устроить своих детей в «шестерку». Но мест для них нет! И причин тому несколько.
Во-первых, не хватает педагогов, работающих по адаптированным образовательным программам (6.1 и 6.2) с детьми, имеющими нарушения здоровья. По сути, в начальных классах в школе №6 с такими учениками работает один учитель! Вот она и набирает класс один раз в четыре года. Сейчас она ведет третий класс, соответственно, следующий набор планируется только в 2021 году. Почему не привлекаются учителя такой же квалификации из других специализированных школ, выпускники вузов, не проходят обучение учителя этой же школы – не понятно. Все эти годы в учреждении работает один педагог, дает хорошие результаты – и никакого развития в этом плане не наблюдается. При этом депутат Законодательного собрания Ирина Синцова сделала вывод: нужно подхватить положительный опыт школы №6, тиражировать его в других общеобразовательных учреждениях Ангарска и региона. Но, как это сделать, не подсказала. Как тиражировать, если педагогов по работе с «особенными» детьми не хватает даже в этой единственной школе с инклюзивным обучением?
Вторая названная причина – дефицит учебных площадей. «Доступная среда» создана в школе только на первом этаже – выше имеющие проблемы с передвижением ученики просто не могут подняться: пандусов на лестницах нет, а монтаж лифта невозможен из–за особенностей конструкции старого здания. Понятно, что стены школы не раздвинуть. Но ведь для учебных классов спортивных и активных кадетов место на первом этаже нашлось. К тому же еще в прошлом году здесь было три коррекционных класса для инвалидов, а в этом году их осталось два (третий и седьмой), а площадей почему-то больше не стало.
На обсуждении директор школы Инна Морозова привела еще один аргумент. В устах педагога это дословно звучало так: «Трудность в том, что необходимо создавать классы с детьми, имеющими схожие отклонения здоровья. Тогда будет результат. Невозможно собрать в одном классе, простите меня, винегрет. Не сложится тогда яблочко, не получатся ягодки!»
Дети-инвалиды – не овощи, не фрукты и не ягоды, а личности, для развития которых необходимы образование и социализация. Реальность же такова, что за бортом школьного образования в Ангарске остаются сотни детей! Судите сами: сейчас в городе проживает более 600 детей с инвалидностью. У половины из них сохранный интеллект. А в школе №6 на данный момент проходит обучение 41 ребенок с особенностями здоровья. Где же учатся все остальные дети? На дому. В четырех стенах. К ним не каждый день, а несколько раз в неделю приходит учитель и объясняет школьный материал. Нигде и никогда не приводятся результаты такого образования, общественности неизвестен процент поступления «домашних инвалидов» в средние и высшие профессиональные учебные заведения. Сами же родители нередко называют подобное обучение на дому профанацией образования, учебой «для галочки». Однако чиновники, неспособные эффектно организовать процесс школьного образования инвалидов, каждый раз хватаются за этот вариант как за единственно реальный. Вот и на прошедшем круглом столе предложение домашнего обучения не раз звучало из уст представителей управления образования.
«Я не соглашусь на такую форму обучения! – сказала одна из участниц обсуждения – Светлана Беспрозванных, мама страдающего ДЦП Захара. – Я не намерена запирать своего сына на всю жизнь дома. Для наших детей школа – это знакомство с миром, возможность адаптироваться среди сверстников, получить необходимые знания, базовый старт во взрослую жизнь. Захар должен был пойти в первый класс еще в прошлом году, но в 2017-2018 учебном году набора в «шестерку» не было. И мы год провели в детсаду №9. К 1 сентября ему исполнится 8 с половиной лет, и я в ужасе от предстоящей возможности потерять еще один год без школы! Я писала в управление образования администрации АГО, в Министерство образования Иркутской области, была на приеме у заместителя мэра Марины Сасиной, которая в апреле уверяла меня, что проблема с обучением моего ребенка будет решена, ведь у нас в городе есть «замечательная школа №6». Она есть, но не про нашу честь… Ничего по-прежнему не решилось! А Захар так ждет начала учебного года – он уже портфель собрал, про учителя спрашивает! Как ему объяснить, что его нигде не ждут и никто не желает его учить?.. Знаю, что некоторые родители детей-инвалидов с сохранным интеллектом соглашаются на обучение своих ребятишек в коррекционных школах, где проходят обучение дети с задержкой умственного развития. Конечно, это не лучший вариант, ведь ребенок не будет развиваться и обучаться соразмерно своим задаткам. Но лично нам и такой вариант не подошел – в коррекционной школе нет «доступной среды» для детей с ДЦП, мой ребенок не может передвигаться внутри учреждения. А в школе по месту жительства нам могут предложить лишь всё то же домашнее обучение. Замкнутый круг… Я считаю такое отношение прямым нарушением прав моего ребенка на доступное образование и моего родительского права выбора образовательной организации и формы обучения сына. Буду писать в прокуратуру. А в сентябре приведу своего ребенка на крыльцо школы Инны Морозовой».