Имя английского драматурга XVIII века Ричарда Шеридана известно у нас неширокому кругу посвященных и, скорее всего, благодаря “Школе злословия” – сатирической комедии нравов. Поэтому решение режиссера Иркутского академического драматического театра им. Николая Охлопкова заслуженного артиста России Геннадия Гущина взять для постановки его первую пьесу “Соперники”, которая почти нигде не ставилась и свою сценическую жизнь начала с провала, было довольно рискованным. Но, как показала практика, правильным и даже блестящим, ибо нравоучительное и немного рассудочное произведение превратилось в остроумное и веселое зрелище, со вкусом сдобренное поучениями и сохранившее чисто английский дух. И вот 17 февраля, спустя год после премьеры, спектакль “Соперники” был показан на сцене Дворца культуры нефтехимиков (филиала Иркутского драмтеатра) и “на ура” встречен ангарским зрителем, по своему обыкновению ожидавшим очередную работу “охлопковцев” в полном зале.
Комедия, разумеется, о любви. Путаница в любовных отношениях, возникшая в курортном городке Бат, породила множество уморительных ситуаций и показала, что зачастую сам человек является главным соперником своего счастья.
Зонты и шезлонги, установленные на сцене, а также огромный кусок ярко-синей материи на авансцене, имитирующей море, должны были вызвать у зрителей пляжное настроение. Оно же, по-видимому, вдохновляло художника по костюмам Оксану Готовскую на создание костюмов, одновременно изысканных и немного хулиганских, легко трансформирующихся из салонных в купальные – разумеется, соответствующие эпохе. Огромное спасибо Марине Медведевой за пластическое решение спектакля! Каждый персонаж обладает собственным пластическим рисунком роли, сообразно с его характером и настроением, а количество поклонов и реверансов, талантливо использованных режиссером в качестве элементов актерской игры, не поддается счету. Музыкальное оформление заслуженного работника культуры России Валентины Цветницкой достойно отдельного разбора: в ткань спектакля, иллюстрированного классической музыкой прошлых столетий, озорно врываются композиции группы “Beatles” и их современников.
Вообще, одним из козырей этой постановки можно назвать изящные шалости актерско-режиссерской команды. Именно поэтому в изысканно-правильной речи героев вдруг появляются всем нам известные рекламные присказки, которые употреблены так удачно, что нисколько не режут ухо, а напротив, вызывают восхищение. И, конечно, игра актеров! Великолепны образы миссис Малапроп (засл. арт. России Елена Мазуренко), произносящей “умные” слова исключительно не к месту, и деспотичного родителя сэра Энтони Абсолюта (засл. арт. России Николай Дубаков), не стесняющего себя ни в выражениях, ни в действиях, – образы, которые при всей их комедийной отрицательности напрочь влюбляют в себя зрителя. Не менее привлекательны два любовных дуэта. Лидия Лэнгвиш (Милена Антипина), чья очаровательная головка набита романтическими бреднями, под занавес все-таки признает, что для нее нет лучшей пары, чем находчивый и отважный, но обладающий мягким сердцем капитан Абсолют (Анатолий Чернов). Совсем другой пример идеальной пары – жертвенная, умная и верная Джулия (Анна Дружинина), которую бесконечно изводит своей требовательностью и сомнениями в искренности ее чувств пылко влюбленный в нее Фокленд (Александр Братенков). Не может не обратить на себя внимание неудачливый соперник, колоритный сэр Люциус О’Триггер (артист Евгений Солонинкин), отплясывающий ирландскую джигу на пару с товарищем по несчастью – малодушным, но благородным Акром (Егор Ковалев). Но, несомненно, в успехе спектакля по забытой пьесе Шеридана “виноват” весь актерский ансамбль.
В итоге всех ждал счастливый финал, а актеры на сцене получили от игры явно не меньше удовольствия, чем зрители, которые с нетерпением будут ждать новых спектаклей Иркутского драмтеатра.