Осенью прошлого года мы рассказывали читателям о первом акте этой драмы в 9 микрорайоне (публикация от 27 сентября «Диагноз по-соседски»). Тогда казалось, что здравый (то бишь – судебный) смысл победил нездоровую инициативу врачей психиатрической больницы. Однако у этой истории вышло еще более ненормальное продолжение.
Но для начала напомним о событиях прошлого года. Лидия Стулий проживает в доме №21 в 9 микрорайоне практически с момента сдачи его в эксплуатацию. Сейчас она находится на пенсии, занимается рукоделием, ведет активную общественную деятельность по благоустройству дворовой территории – входит в совет своего дома, участвовавшего в программе «Комфортная среда», является старшей по подъезду. Конфликт с соседями у нее возник несколько лет назад. Раньше в квартире за стеной проживала одинокая пожилая женщина, но с 2012 года она числится без вести пропавшей. Жилье отошло муниципалитету, и сейчас его занимает по договору социального найма семья Елены П. По словам Лидии Федоровны, соседи часто ведут себя очень шумно, скандально. На замечания реагируют агрессивно. «Мы с другими членами совета дома неоднократно обращались по этому поводу в полицию и органы опеки, но мер никаких принято не было, а 9 августа прошлого года в мою дверь громко постучали. Оказалось, что ко мне пришел… суд, – рассказывает Лидия Стулий. – Это было похоже на дурной сон. Я растерялась, незнакомые люди зашли в квартиру. Один представляется судьей, другой – его помощником, третий – секретарём. А еще одна женщина подошла ко мне, обняла за плечами и сказала: «Не бойтесь! Я адвокат, буду вас защищать». От чего и от кого защищать? Первые минут двадцать я вообще ничего понять не могла. Потом позвонила сыну и соседям, нашим женщинам из совета дома».
Оказалось, что выездной суд был инициирован той самой соседкой. Она написала заявление, что считает поведение пенсионерки неадекватным, а саму Лидию Михайловну – опасной для себя и своих детей.
Вот как она охарактеризовала живущую рядом пожилую женщину: «Соседка считает, что я продаю наркотики, что в моей квартире лежит труп человека, поливает мою дверь уксусом, считает, что я выбрасываю мусор под ее окна, утверждает, что мои дети ходят голодные и неухоженные». Согласитесь, что сказать и написать можно много чего, но не каждый поклеп завершается выездным судом. Тем более Елена П. забыла поставить свою подпись под заявлением. Но в данном случае голословных обвинений анонима хватило для мотивированного заключения врача-психиатра ОГБУЗ «Ангарская психиатрическая больница» Инны Ивановой. Такой документ оказался в материалах суда.
В административно-исковом заявлении Инны Александровны так и было указано, что предположение о наличии психического расстройства у гражданки Стулий основывается на информации о ее поведении, полученной от ее соседки Елены П.! Исследовав заявление объемом в полстраницы, психиатр пришла к выводу «о наличии в действиях Стулий Л. Ф. признаков, предполагающих у нее наличие симптомов тяжелого психического расстройства: галлюцинарной (восприятие без реального объекта) и бредовой (совокупность представлений, болезненных рассуждений и выводов, овладевающих сознанием, ложно отражающих действительность и не подчиняющихся коррекции извне) симптоматики».
Остается только удивляться, почему Елена П. ограничилась таким небольшим набором фантазий – можно было, к примеру, написать, что по ночам пенсионерка воет на луну или хотя бы оплевывает прохожих. Но и перечисленных обвинений хватило, чтобы врач выступила с иском о получении санкции судьи на психиатрическое освидетельствовании гражданки БЕЗ ЕЕ СОГЛАСИЯ! Заочно пожилую женщину практически признали опасной для общества: «с учетом совершенных указанных в заявлении потенциально опасных действий (поливала входную дверь уксусом) ухудшение состояния Стулий могло повлечь угрозу жизни и здоровью не только для Елены П., но и ее малолетних детей». Предположения крайне серьезные, при этом врач, давшая заключение, никогда лично не видела Лидию Стулий, не разговаривала с ней, а пенсионерка никогда в жизни не обращалась в психиатрическую больницу!
«Я пребывала в шоке, пока суд рассматривал мое дело у меня же дома, – говорит Лидия Федоровна. – Но, к счастью, судья Тройнина всё поняла правильно, изучила представленные документы, поговорила со мной, с пришедшими мне на подмогу соседями и вынесла решение отказать врачу-психиатру в психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке. На следующий дней я сама пришла в суд за копией судебного решения».
Решив не оставлять это дело просто так, оклеветанная соседкой женщина подала ответный иск в суд на незаконные действия врача-психиатра Инны Ивановой, вынесшей заключение о необходимости психиатрического освидетельствования без согласия человека, не страдающего расстройствами психики. Суд по этому делу состоялся в феврале этого года. И его решение было не в пользу Лидии Стулий. Мировая судья Ягжова не усмотрела в действиях врача Ангарской областной психиатрической больницы ничего противозаконного. Оказывается, выносить такие мотивированные заключения заочно, не видя пациента, – обычая медицинская практика. И врачей не смущает даже отсутствие подписи под заявлением истца. Вот как они объяснили это в ходе судебного заседания: «В соответствии с федеральным законом «О порядке рассмотрения обращения граждан» отсутствие подписи гражданина в письменном обращении предоставляет право должностному лицу не давать на него ответ, но не лишает этого обращения его статуса».
Указанное обращение Елены П. было принято руководителем ОГБУЗ «АОПБ». Да не просто принято, а очень оперативно пущено в ход! Анонимка поступила в больницу 27 июля 2019 года. Уже 6 августа врач Иванова выдала мотивированное заключение, а 9 августа суд пришел на дом к растерянной и испуганной женщине. Две недели – и человека чуть не признали сумасшедшим!
Суд не нашел в действиях врачей и вообще в этом выездном медосвидетельствовании никакого вреда для Лидии Стулий. Ну подумаешь – судили на дому по ходатайству психиатра! С кем не бывает. А пожилая женщина после перенесенного стресса начала стремительно слепнуть. Сейчас она уже с трудом читает и пишет в очках. Получила направление от окулиста на операцию. Но с решением февральского суда мириться не желает. Юристы помогли ей составить апелляцию в Иркутский областной суд. Мы будем следить за развитием этой истории.
Ну а в этот раз мы рассказали вам про ситуацию с Лидией Стулий, чтобы вы знали: никто из нас не застрахован от таких анонимок с психиатрическими последствиями! Как вы уже поняли из решения суда, врачи в таких случаях действуют совершенно законно и… стремительно! Единственный вопрос, на который мы не получили ответа после своего обращения в Ангарскую психиатрическую больницу осенью прошлого года: является ли или являлась ли когда-нибудь Елена П. сотрудником этого медучреждения? Есть основания думать, что ответ мог быть положительным.