Рубрика
Ангарск и Ангарчане
5 июня 1974 года на строительство Байкало-Амурской магистрали отправился первый комсомольский отряд из Иркутской области. В его составе было 42 комсомольца из Ангарска. Ровно 45 лет спустя, 5 июня 2019 года, в Центральной городской библиотеке состоялось торжественное собрание, посвященное юбилею БАМа, на котором присутствовали участники легендарного отряда.
Пообщаться с ветеранами – строителями БАМа – собрались зрители самых разных возрастов: от учащихся гимназии №8 до пенсионеров, студенты, современные трудотрядовцы. Значимость события подчеркивало присутствие мэра АГО Сергея Петрова.
Встреча с последними романтиками Советского Союза была подготовлена силами двух отделов ЦГБ: отдела краеведения и центра чтения. Библиотекарь Валентина Кузнецова рассказала собравшимся об идее строительства железнодорожной магистрали от Байкала до Амура, которое началось еще в 30-е годы ХХ века. Но проект, преследовавший оборонно-военные цели и направленный на освоение природных богатств Сибири и Дальнего Востока, был приостановлен. Вернулись к нему только в 1974 году, после XVII съезда ВЛКСМ.
На строительство БАМа, в труднодоступную тайгу, в районы вечной мерзлоты, отправилось более 150 комсомольских отрядов. Магистраль прошла по 7 горным хребтам, через 11 рек, для нее были построены тысячи мостов и тоннелей, последний из которых – Северомуйский, «золотая пряжка» БАМа – был запущен в эксплуатацию после 26 лет строительства, 5 декабря 2003 года. По сложности условий возведения БАМ не имеет аналогов.
Победить всевозможные трудности и неудобства могли только молодость, романтика, патриотизм, энтузиазм и здоровое безрассудство вместе взятые. Бамовцы с удовольствием рассказывали о той удивительной эпохе созидателей, которая пришла на смену послевоенному подъему и космической эпопее Советского Союза.
Возглавляющая ангарскую общественную организацию ветеранов БАМа Любовь Звягинцева начинала свою карьеру на БАМе сторожем – более пригодной для женщины работы на магистрали тогда не нашлось, хотя она уже окончила институт и была квалифицированным экономистом-бухгалтером. Ровно 6 лет назад они с несколькими единомышленниками встретились у фонтана в сквере за ДК «Нефтехимик» и положили начало общественной организации, защищающей права ветеранов БАМа.
В зале присутствовал командир того самого первого отряда Иркутской области Василий Сердюк. Он вспоминал, как по дороге к будущей магистрали поезд останавливался на крупных станциях и они, комсомольцы, общались с жителями, как их доставляли вертолетами к местам строительства. Как росли поселки, как нужно было расселять вновь прибывших, как нелегально приезжали к ним жены, а потом нужно было обеспечивать семьи местами в детских садах.
Среди библиотекарей, работавших в Централизованной библиотечной системе Ангарска, тоже нашлись бамовцы.
– Так, наверное, распорядилась судьба, – вспоминает Валентина Сметанникова. – Мы с подругой попали в Казачинск по распределению как молодые специалисты. А через 4 года такие события – БАМ! Пришла заведующая библиотекой: «Что творится, что творится – будет какая-то стройка, какие-то три буквы!» Там раньше говорили приезжим вроде нас: «Если в первый год не выйдешь замуж, так и останешься незамужней». И вдруг такой наплыв молодежи – и парни, и девушки! Работали – и, между прочим, находили время читать. Самая лучшая литература отправлялась в библиотеки бамовских поселков. Очень там любили журнал «Искатель», зарубежные детективы. Царил дух трудового подъема, энтузиазма, каждый стремился быть причастным к БАМу.
Сегодня БАМ продолжает оставаться одним из опорных пунктов экономики всей страны. По прогнозам, в ближайшие годы объем трансконтинентальных перевозок через Россию будет только расти. А есть ли у современной молодежи тот азарт, с которым велась эта стройка века? У тех, кто собрался в зале, кто слышал слова ветеранов-бамовцев, появилось воодушевление в глазах. Но больше всего энтузиазма до сих пор у самих строителей БАМа. «Да я бы и сейчас ещё поехала!» – резюмировала после встречи Татьяна Бойкова, и она не одинока в своем мнении.