Премьера нового спектакля народного театра «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик» получилась для зрителей неожиданной – она состоялась 3 июня. Показать свою работу после официального закрытия творческого сезона «чудаков» вынудила занятость. Первая половина Года театра для артистов выдалась весьма насыщенной, плюс организация и проведение фестиваля «Ангарская оттепель» с 14 апреля по 6 мая, плюс подготовка к 65-летию «Чудака», которое прогремело под сводами дворца 19 мая. В итоге «Фантазии Фарятьева» были показаны 3 и 11 июня.
– Мы взяли пьесу, о которой в «Чудаке» говорилось не раз, – рассказал режиссер театра Александр Говорин. – Леонид Беспрозванный дважды собирался ставить ее, но все время что-то мешало. И толчком к работе над этим самым известным произведением драматурга и актрисы Аллы Соколовой стал уход Ирины Савельевны, вдовы Леонида Владимировича.
«Фантазии Фарятьева» – третья пьеса Аллы Соколовой, но именно благодаря ей, в 70-е годы прошедшей почти по всем театрам России и широко ставившейся за границей, была открыта дорога на сцену предыдущим и последующим работам автора. Это единственная работа, о которой драматургу с завидной регулярностью приходилось слышать что-то вроде: «Она изменила мою судьбу. Как будто разделила жизнь на две части: до нее и после нее». На вопрос: «Как вы думаете, с чем это связано?» – автор всегда отвечала: «С любовью».
Впервые «Фантазии Фарятьева» поставил в Большом драматическом театре Санкт-Петербурга в 1976 году Сергей Юрский, он же стал первым исполнителем главной роли. Этот спектакль автор всегда считала лучшим из всех виденных ею. Режиссер Илья Авербах снял в 1979 году одноименный телефильм, пригласив на главные роли Андрея Миронова и Марину Неёлову.
Вот за какую серьезную вещь взялись ангарские «чудаки». Впрочем, это вполне в традициях театра: после спектаклей «Обломoff. Диагноз: totus» и «Страсти по Торчалову» планку снижать невозможно.
Скажу сразу: впечатление постановка произвела огромное. Единственное, чего ангарским актерам пока не удается, на мой взгляд, – это спрятать свои яркие индивидуальности. Когда Павел Мазуренко, исполняющий роль Павла Фарятьева, говорит: «Тетя, посмотри на меня внимательно и скажи, есть во мне что-то, ну хоть что-нибудь такое, что могло бы привлечь… Нет, хотя бы пробудить симпатию ко мне?» – ему с трудом веришь. Про Снежану Ашихмину, сыгравшую Александру, тоже никогда не подумаешь, что она «неопределенного возраста, неопределенной внешности». Хотя, наверное, подобные требования можно предъявлять только к профессионалам. Но здесь «чудаки» виноваты сами: с тех, кому многое дано, и спрос больше.
Зато во всем остальном актеры, которых на сценической площадке всего пятеро, убеждают полностью. Татьяна Шляпнёва, исполняющая роль тети Павла, Наталья Андриенко (мать Любы и Саши) и Валерия Шайхутдинова, игравшая Любу, создают модель привычного нам мира, где много нервов и суеты, где царят усталость и непонимание и где все преследуют собственные цели и отказываются слышать друг друга.
Жизнь меняется, когда герои начинают прислушиваться к словам другого. Так, глубоко несчастная и одинокая Александра, открывая Фарятьеву душу, вдруг поняла его слова – и ей стало казаться, что с несовершенством этого мира можно смириться и даже стать счастливой. Затем его фантазии поразили Любу – и преобразили ее, изменили до неузнаваемости…
Пытаясь укрыться от неприемлемых условий действительности, «нереальный человек» Фарятьев разработал философско-медицинскую теорию, согласно которой все несчастья и болезни происходят, потому что люди забыли, что они – единое целое, что их предки, прекрасные, любящие друг друга создания, прилетели когда-то на Землю с другой планеты и не смогли вернуться. И поэтому влюбленные смотрят на звезды по ночам, поэтому мы видим невероятные сны, узнаем людей, которых никогда не видели прежде...
Но только неспокойным, ищущим, не находящим себе места фантазии Фарятьева кажутся спасением. Для мамы девушек и тети Павла, волей-неволей научившихся приспосабливаться к реальности, они становятся признаками сумасшествия. А ведь он говорил о доброте и взаимопонимании!
Полет фантазии Фарятьева помогают сделать почти физически ощутимым художник Вячеслав Прошин и светооператор Алексей Пермяков. Благодаря им зрители вместе с актерами становятся частью потока созвездий. Художественное оформление сцены: черные линии и черточки по белому фону – вызывают ассоциации с рассыпающимся на частицы миром. И отнюдь не случайно появляется на сцене еще одна деталь – зонтик, один из символов театра «Чудак».
Над этим спектаклем хочется думать. «Чудак» в лучших традициях театра продолжает ставить серьезные вопросы. О том, как нужно жить, стоит ли смиряться с неприемлемым, чуждым или лучше прослыть чудаком, но себе не изменить. О том, что такое любовь и почему ее невозможно заслужить. Почему в этом мире столько несправедливости? Почему добрые разобщены? Почему люди предпочитают мучить друг друга, а не любить, ведь этот выбор их самих тоже делает несчастными? И кажется, что в «Фантазиях Фарятьева» можно найти на них ответы…