Когда Татьяна Просекина появляется на прогулке со своими собаками – восточноевропейскими овчарками Миром и Вайдом, – прохожие всегда обращают на них внимание. Два крупных, мощных черных пса идут рядом, ни на шаг не отступая от женщины. При этом они не привязаны. Татьяна берет их на поводок в крайне редких случаях, потому что уверена: ее питомцы ничего не сделают без команды. Достаточно взгляда хозяйки, чтобы овчарки поняли – не стоит вольничать. Вот уже 14 лет Татьяна Просекина ведет группу дрессировки собак «Факир», где обучает ангарских собаководов науке воспитания своих четвероногих питомцев. Накануне Дня кинолога мы поговорили с ней о секретах собачьего послушания.
– Татьяна, когда вы сами увлеклись кинологией? С чего и с кого началась эта история? Я знаю, что по профессии вы кулинар-кондитер и печете вкуснейшие пироги. Как же пекарь смог стать кинологом?
– Очень просто! Кулинария была моей работой, а кинология – сначала просто увлечением, а потом образом жизни. Когда в 1979 году у меня появилась первая собака – восточноевропейская овчарка, – я сразу же пошла на курсы в ДОСААФ. Без такого обучения по кормлению, дрессуре и общему содержанию собаки в те времена породистого щенка служебной собаки невозможно было приобрести! И это была замечательная традиция советской кинологии. А потом всё рухнуло в одночасье, причем совпало это с периодом, когда в страну хлынули разные породы собак, в том числе ранее незнакомые нам. Люди набрали породистых собак, купившись на внешнюю красоту и размеры, а как управляться с такими питомцами – не знали. В итоге мы получили поголовье плохо воспитанных, часто агрессивных, с сорванной психикой собак. Но те, кто успел пройти кинологическую школу ДОСААФ, прекрасно знают, что любая собака, в том числе сугубо декоративная, мелкая, диванная, требует дрессуры. Собака есть собака, и независимо от размеров и породы (или отсутствия таковой) она обязана быть управляемой, должна слышать и слушаться своего хозяина. Иначе она доставляет множество проблем не только своему владельцу, но и окружающим. Конечно, тойтерьеру или цвергшнауцеру совершенно не обязательно выполнять нормативы ОКД, но на призыв хозяина «Ко мне!» он должен немедленно подойти.
– Владельцы каких собак и с какой целью приводят своих питомцев в вашу группу?
– Чаще всего приводят щенков и подростков крупных или средних пород. Люди понимают: если сейчас не пройти курс послушания, то из молодняка вырастет зверь, который начнет диктовать в доме свои правила. Избалованные собаки, которым с детства разрешают абсолютно всё, сложнее всего поддаются перевоспитанию. Слово «нельзя» для них просто не существует. Именно такие изнеженные любимчики чаще всего и склонны к неожиданному проявлению агрессии: если и не по отношению к своим домочадцам, то к посторонним людям – соседям, прохожим, играющим рядом детям.
– А как добиться от таких собак послушания? Я видела ваши тренировки – на четвероногих не строгие ошейники, да и громких окриков на площадке не слышно…
– Работа начинается с направляющих движений рукой. Мы не дергаем на поводке даже щенков, стараемся не использовать механику. Очень важно хорошо замотивировать собаку на работу – через корм или игрушку. Собаки – не дураки, они быстро понимают связь между хорошо выполненными командами и полученным за это лакомством. У нас на площадке так пахнет рубцом, что четвероногие стараются всё, требуемое от них, сделать сразу на «отлично», только чтобы побыстрее получить вкусняшку. Ну а со своими собаками я работаю за мяч! Показала им игрушку, раззадорила, ввела в азарт, а потом мы занимаемся дрессурой, и только после этого разрешаю вдоволь погонять этот мяч.
– Почему-то дома плохо получается заставить работать свою собаку за угощение…
– Ну, конечно, у человека должен быть навык дрессировки. Поэтому при работе с новичками я начинаю с воспитания… хозяев. Люди часто не понимают свою собаку, ее психологию, потребности, элементарные азы анатомии и физиологии животного, не учитывают ее темперамент. И всё равно они выгодно отличаются от тех, кто вообще не задумывается о пользе дрессировки собак: если пришли работать на площадку, значит, понимают важность поведенческого управления четвероногими.
– Вы на протяжении многих лет работаете с собаками в пойме Китоя – здесь проходят и тренировки, и соревнования, и традиционные праздники воспитанников «Факира». Не задумывались об организации отдельной, оборудованной тренажерами и снарядами дрессировочной площадки?
– Была у меня попытка создать такую на базе бывшей дрессировочной площадки ДОССАФ тут же, в пойме. Привела в порядок и сделала новые снаряды, выровняла поле, очистила его от мусора. Некоторое время мы занимались тут с большой отдачей. А потом в один миг это всё разрушили и украли. После такого вандализма руки опускаются. У меня нет физических и материальных возможностей содержать такую площадку и охранять ее от хулиганов. Мы сейчас сотрудничаем с руководителем хобби-центра «Любимчик» Марией Тюриной, которая в зимнее время предоставляет нам свой зал для занятий в 19 микрорайоне. Условия хорошие, но пока работаем с собаками на бетонном полу. В итоге собаководы приносят кто что может: линолеум, ковры, – но это, конечно, совершенно неподходящие материалы. Необходимо резиновое покрытие, но пока средств на его приобретение нет. Если кто-то из ангарчан пожелает помочь с решением этой проблемы, будем признательны за поддержку!
– Многие впервые узнали о вашей группе и замечательных дрессированных питомцах на карнавале в День города. Колонна с нарядными послушными собаками вызвала восторженные отзывы горожан. Кому пришла в голову такая замечательная карнавальная идея?
– Это наш совместный творческий проект с Марией Тюриной. Костюмы мы придумали и сделали быстро – девочкам (сукам) юбочки, мальчикам (кобелям) – жабо! Труднее было воплотить идею театрализованного представления с участием собак. Мы решили поставить сцену по мотивам сказки «Репка», в которой три роли исполняли четвероногие. Репкой был мой Мир, Жучку изображала немецкая овчарка Орнелла, а внучкой была ее хозяйка Наташа, ну а мышкой стал очаровательный шпиц. Репетиции проводили в парке имени 10-летия Ангарска. Очень удобно было это делать на сцене – можно было отработать и подъем на сцену с двух сторон, и расположение всех героев перед зрителями. Самой забавной получилась генеральная репетиция в костюмах! Для Мира-репки сделали жабо в виде больших листьев. При виде такого «овоща» Жучка-Орнелла страшно испугалась и начала бегать вокруг сцены, не узнавая своего друга Мира! Ловили ее всем театральным составом на радость прохожим! А уже на самом карнавале Орнелла спокойно отреагировала на этот костюм. В общем, вытащили мы репку-собаку и получили грамоты от организаторов праздника. Именно после карнавала мы решили развивать трюковое направление дрессировки с включением цирковых номеров и танцев. И собакам, и их хозяевам работать в таком направлении всегда интересно.
– Татьяна, расскажите, какие еще направления дрессуры вы практикуете и какие соревнования проводит ваша группа.
– Все основные виды дрессировки – ОКД, ЗКС, БХ, ИПО. Соревнований тоже немало, кроме этих профильных и охотничьих состязаний по кровяному следу проводим различные любительские соревновательные затеи – собачьи бега, аджилити, кани-спринт, саночные гонки, веселые старты. Участвовать в них могут все желающие. Сама всегда с нетерпением жду таких мероприятий – азартных, веселых, дружных. Важно ведь не только заниматься воспитанием своей собаки, но и уметь дружить с ней, интересно проводить вместе время.
– Очень хочу, чтобы вы немного рассказали о своих питомцах. Ваши овчарки без преувеличения являются гордостью ангарской кинологии, что подтверждается и многочисленными титулами, и отзывами профессионалов. Давайте еще вспомним случай про вашего Факира.
– Это вы про нападение на аллее Любви? Было дело. Мы с Факиром возвращались вечером с выставки, шли домой по парку 10-летия Ангарска. Я отпустила его с поводка побегать, и он занырнул в кусты. И вдруг чувствую, как кто-то сзади кладет мне руку на плечо. Какой-то парень рванул мою сумку. Я не успела даже крикнуть: «Не надо! Опасно!» Вижу: тень поднимается из кустов – это Факир пошел на задержание. Он всегда отлично работал на захват и тут сразу верно оценил ситуацию и пригвоздил нападавшего к земле. Просто снес парня, как пушинку. В собаке 60 килограммов веса. От удара головой грабитель потерял сознание, я похлопала его по щекам, убедилась, что он живой, забрала свою сумку, и мы ушли. Сейчас новые методы дрессировки предполагают обучение навыку предварительного облаивания чужака – собака как бы предупреждает неприятеля о своем нападении. Хочу тоже использовать этот метод на своих занятиях. А то ведь после такой внезапной атаки человек может и не подняться больше.
А собаки у меня действительно замечательные! Потому что в них вложено немало труда и любви. Люди смотрят на них и думают: «Повезло ей, такие классные, послушные, всё сами понимают!» Да, повезло: мне – с ними, а им – со мной! Когда Вайду было 10 месяцев, его в работе посмотрел петербуржский эксперт Соколов. Он был в восторге от него и не скрывал этого. Достойных собак много, но рабочих восточноевропейских овчарок в стране по пальцам можно пересчитать. А ведь Вайд был в помете самый мелкий и слабый, я оставила его себе. В итоге он начал работать активно, заинтересованно, от тренировок возмужал, стал крупным, мощным. Мне несколько раз предлагали его продать за очень приличные деньги (несколько тысяч евро!), но это моя собака, он был рожден для меня. И это должен чувствовать и понимать каждый владелец собаки!