В Музее часов проходит фотовыставка «Ангарск в калейдоскопе времени», посвященная 70-летнему юбилею нашего города. Экспозиция, состоящая из десятков фотографий, открыток, этюдов, предоставленных энтузиастами-коллекционерами Александром Левицким и Виктором Григорьевым, знакомит посетителей с историей создания архитектурного облика Ангарска.
Материалы, расположенные в витринах и на стендах музея, отражают значительный период активного процесса градостроения – с конца сороковых годов прошлого века до наших дней.
Невозможно не обратить внимание на тот факт, что центральную, историческую часть города, рожденного Победой, составляют архитектурные ансамбли из зданий так называемого сталинского классицизма, – это ярко отражено на большой серии удачных фотоснимков. По этому поводу хочется заметить, что ещё сорок лет назад возведённые в послевоенную эпоху дворцы культуры и спорта, жилые кварталы с античными колоннадами, бельведерами, с барельефами на темы соцреализма на фронтонах, подвергались критике за архаичность и тяжеловесность. Но не прошло и 30 лет, как мнение кардинально изменилось. Теперь эти строения, бесспорно, относятся к шедеврам зодчества. Симфония, застывшая в камне. Это особенно хорошо ощущается, когда проходишь по центральным улицам погожим летним утром и ловишь себя на том, что невольно любуешься гармонией фасадов, совершенством линий, лаконичными узорами лепнины.
Рассматривая снимки и этюды, посвященные городскому парку, неожиданно открываешь для себя необыкновенную красоту чугунной ограды. Без сомнения, здесь, в выставочном зале, вдруг осознаешь, что это тоже воплощение высокого искусства, не менее значимое для родного города, чем знаменитая решетка Летнего сада для Санкт-Петербурга.
Знакомясь с экспозицией, хочется непременно задержаться у стендов, посвященных фонтанам. В последние десятилетия города России негласно соперничают друг с другом по количеству этих архитектурно-технических объектов. Приятно видеть, что Ангарск тоже не отстаёт в этом плане! На выставке можно увидеть снимки фонтанов всех эпох, начиная от классических чашеобразных и заканчивая современными.
Также фотографии заставляют по-другому увидеть, казалось бы, ничем не примечательные строительные комплексы 80-х годов, возведённые на улицах Социалистической и Коминтерна. Глядя на снимки, понимаешь, что в этих высотных фасадах, лишённых каких-либо скульптурных украшений, проявляется динамика, стремление ввысь – символ тех наполненных энтузиазмом созидания лет.
Обращает на себя внимание фото монумента Дружбы Народов (автор – ангарский скульптор Анатолий Осауленко), возведённого к юбилею образования СССР. Такая идея памятника и её реализация – довольно смелое, инновационное для тех лет решение.
Снимки пятиэтажек, украшенных навесными художественными тематическими панно, заставляют задуматься о том, что было бы вполне разумно раскрасить массивы серых микрорайонов по окраинам города в разноцветные тона с разумным количеством граффити.
Вне всякого сомнения, посещение выставки поможет ангарчанам по-новому взглянуть на родной город, глубже почувствовать и осознать его неповторимость и привлекательность.
Светлана Миллер