Великий шелковый путь, по которому китайцы вывозили свой знаменитый шелк в страны Азии и даже Европы, был проложен еще во II веке до нашей эры и пролегал отнюдь не по землям Сибири, а значительно южнее. Но создатели современной раллийной гонки «Шелковый путь» легких путей не ищут и каждый раз придумывают для участников гонки всё новые трудности.
В этом году первый этап (Иркутск – Байкальск) было решено провести по сибирским проселочным дорогам. Для старта, который наметили на 7 июля, выбрали Ангарский городской округ, район деревни Новоодинск. И вот тут городской администрации пришлось попотеть: по дороге на Савватеевку выкашивали обочины, недалеко от места старта убирали вековую свалку. В общем, делали всё, чтобы не ударить в грязь лицом...
Однако без грязи всё-таки не обошлось: аккурат в ночь с 6 на 7 июля хлынул проливной дождь. И участникам гонки на багги, внедорожниках, мотоциклах и грузовиках, многие из которых, ориентируясь на опыт прошлых лет, взяли с собой легкую раллийную резину, предназначенную для песков и барханов, пришлось попотеть. На кочках и камнях она рвалась, как намокшая бумага.
Зато у фотографов – профессиональных и не очень – получались шикарные кадры с мощными машинами, с фонтанами воды и грязи, летящими из-под колес. Правда, сделать такие снимки нужно было еще умудриться! На старте ралли ловить их было нечего: машины, хоть и на большой скорости, отправлялись через определенные промежутки времени – зрелищности ноль. А вот на саму трассу пропускали только аккредитованных журналистов, которые были подготовлены и проинструктированы. При этом за право съемок этапов этой гонки многие издания выложили кругленькую сумму в несколько тысяч евро.
От всех остальных подходы к трассе охраняли люди в форме – сотрудники Росгвардии. Однако сибирский лес – это вам не какой-нибудь европейский, с вычищенными тропинками и на просвет видный. У нас встал за кустик – и всё, потерялся. Так, где нагнувшись, а где и на пузе, народ стал просачиваться в лес, а уж оттуда-то в соцсети и полетели эффектные кадры и видео.
На официальном сайте «Шелкового пути» можно узнать итоги первого этапа. Всё-таки наши лесные дороги помотали участникам нервы! (Интересно, они знали, что российские грибники по ним на машинах-пузотерках умудряются проезжать?)
Спортсмен Александр Максимов отмечает, что возникли сложности с квадроциклом: «Не едет почему-то. Он настроен на жаркие страны и как попадает в воду – не едет». Китаец Хан Вей и вовсе приехал на финиш на трех колесах – еще в начале спецэтапа он проколол заднее правое колесо, и в итоге его багги щеголяла на финише голым колёсным диском. Но главным неудачником первого дня в зачёте внедорожников стал Остин Джонс. В попытке обогнать другого участника он выехал с дороги в поле, где врезался в огромный пень. После сильнейшего удара багги американского экипажа лишилась передней левой подвески и отправилась в продолжительный полёт, совершив несколько оборотов. Остин и его штурман Келлон Уолш сумели восстановить работоспособность машины и добраться до финиша – при этом один из пилотов ехал снаружи, сидя на запасном колесе.
Резюмировал итоги первого дня российский спортсмен Сергей Вязович: «Конечно, классный участок, но здесь в лесу очень скользко – вся езда, в принципе, на технику управления автомобилем. Опасно достаточно, мы встретили много багги и внедорожников, стоявших с оторванными колесами и подвесками. А глинистые участки, особенно на спусках, были нереально скользкими!»
Ралли продолжается, сейчас оно уже проходит по территории Монголии. Ужас российских дорог остался для его участников позади.