«Вот если бы знать все премудрости артистической кухни, да проникать беспрепятственно в замысел режиссера, да прибавить к этому сколько-нибудь писательского таланта, чтобы в полной мере отразить на газетной полосе новое событие в культурной жизни Ангарска!» – почти как Агафья Тихоновна думала я, шагая домой после премьеры музыкального спектакля «Невский проспект» по произведениям Гоголя, показанной театром «Факел» на сцене Дворца культуры «Нефтехимик» 26 июня.
Мы читаем Гоголя в школе, и зачастую дело ограничивается «Тарасом Бульбой», «Ревизором», «Женитьбой», немного «Мертвыми душами» и, если повезет, «Петербургскими повестями». В итоге представление о мире удивительного, многогранного писателя Николая Гоголя у нас складывается крайне поверхностное – и увенчивается мистическими слухами вокруг его фигуры.
А режиссер театра «Факел», заслуженный работник культуры России Александр Кононов считает, что Гоголя читать надо – и чем чаще, тем лучше. И не только его художественные произведения, но и публицистику, и письма – в них много интересного, чего мы о Гоголе еще не знаем.
В основе спектакля – истории из «Петербургских повестей», объединенные образом Невского проспекта. На создание этого образа работает всё: от декораций и видеоряда до вырванных из ткани спектакля актерских реплик, эхом раздающихся над главной магистралью Петербурга и создающих кольцевую композицию постановки.
Рассказываемые артистами истории словно нанизаны на невидимую струну и такими же нитями скреплены друг с другом. Так, в происшествии с поручиком Пироговым, в разговоре пьяных немцев-ремесленников, вдруг всплывает реплика: «Мне не нужен нос! У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц… Я не хочу носа! Режь мне нос!» И уже в следующем фрагменте спектакля мы видим, как цирюльник Иван Яковлевич достает из хлеба чей-то нос.
Есть здесь и связующие действие герои: автор, которого сыграл Николай Казаков, и сумасшедший Поприщин в исполнении Николая Коваля. Моноспектакль «Записки сумасшедшего» уже несколько лет в репертуаре «Факела» – и его герой вполне заслужил честь служить «проводником» в мире гоголевского абсурда. Поприщин вместе с автором словно представляет действо аудитории и потом время от времени мелькает на заднем плане. А вот Николай Казаков на правах автора может себе позволить выйти на середину сцены в разгар происходящего и заявить: «Что было дальше, я малейшего представления не имею», – и артисты, недовольно на него поглядывая, вынуждены перейти к следующей истории.
Такие фантасмагории для Гоголя – обычное явление. Классический XIX век для него явно тесен, его охотно бы признали своим коллегой сюрреалисты и постмодернисты! И в то же время его бы прекрасно поняли носители древнейшей «смеховой» культуры, переворачивавшей мир с ног на голову. Чего стоит одна только «старуха-покойница», мать трогательного и такого понятного в исполнении Юрия Муравьева Акакия Акакиевича Башмачкина, выбиравшая новорожденному сыну имя! Старуха, несущая в себе новую жизнь, – один из типичных персонажей средневековых карнавалов.
Почему-то в школе ни мертвая роженица, ни прогулки Носа майора Ковалёва по Невскому не вызывали ни удивления, ни протеста. Кстати, в отрывке спектакля про «Нос» действие до появления его бывшего владельца так и не доходит – создатели постановки бережно и почтительно сократили «Петербургские повести», чтобы пробудить к ним интерес и составить у зрителей полное впечатление об этих шедеврах гоголевского гения.
Связующими звеньями между историями являются песни, написанные специально для постановки ангарскими композиторами Евгением Якушенко и Валерием Лазаревым на стихи Александра Кононова. Артисты превратили эти песни в своеобразные интермедии, намекающие на содержание последующего отрывка.
– Мы с молодыми ребятами, которые играют в спектакле, осваиваем этот материал, – рассказал режиссер спектакля Александр Кононов, – настолько, насколько нам позволяет сегодня наша погруженность. Гоголь необъятен в своих прикосновениях к жизни, и они достаточно болезненны.
Ребята из молодежной студии, которым Гоголь, в лучшем случае, знаком по школе, играют его так, будто выросли на произведениях Николая Васильевича. Он им впору и явно интересен. И утрированная, нарочитая театральность «факельской» школы очень подходит гоголевскому гротеску, делает его зримым – и привлекательным.
Свою новую постановку артисты заслуженного коллектива народного творчества через неделю повезут на проводимый театром Международный фестиваль «Сибирская рампа», которому в Год театра исполняется 20 лет.
Вероника Серёгина