Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Обшарпанный фасад монумента, глубокие трещины на плитах, толстый слой штукатурки отваливается кусками, сзади барельеф грубо подпирает разросшееся дерево – так сейчас выглядит памятник политкаторжанам, автором которого является ангарский скульптор Анатолий Осауленко. Больше всех от времени и потомков досталось героям скульптурной композиции – сколы на ногах каторжан стали причиной их разрушения, некоторые фигуры и вовсе остались без ступней. Дочь мастера, художник Марина Соколова печально взирает на разрушающееся творение своего отца. Ровно десять лет назад на этом же самом месте сам Анатолий Осауленко говорил, что без реконструкции памятник политкаторжанам ждет гибель. И вот скульптора нет уже два года, уходит в небытие и его знаменитый барельеф, который имеет большое художественное и историческое значение…
Сейчас уже и не верится, что когда-то здесь, по труднопроходимой таежной дороге, брели ссыльные и беглые люди, лишенные государевой милости. Первопроходцы, каторжане, декабристы… Московский тракт не зря называли кандальным. Он повидал немало людских бед в былые времена. И не зря единственной кривой улицей в Ангарске является Московская – она в точности повторяет путь каторжан, идущих в Сибирь из российских столиц. Нашего города не было и в помине, когда сотни ног брели по этой земле. После Великой Отечественной войны ссыльный люд вновь появился в этих таежных краях, чтобы построить тут заводы и город.
Символично, что установленный в 1967 году недалеко от поймы Китоя памятник политкаторжанам стал первой архитектурной композицией на всем протяжении Московского тракта. По словам Анатолия Осауленко, инициатором создания памятника выступал городской комитет ВЛКСМ. Для этого ангарская молодежь проводила субботники, собирала макулатуру и металлолом. Собранных денег хватило на изготовление бетонного, а не чугунного, как планировалось изначально, барельефа. В октябре 1967 года, на годовщину пятидесятилетия Советской власти, произошло открытие памятника. До 2001 года он оставался единственным мемориалом на Московском тракте. Сведения о памятнике занесены в исторические сборники России.
За все время существования барельефа он ни разу не подвергался реставрации. А вот косметическому ремонту, который сам автор работы называл вандализмом – неоднократно. Его белили и красили во все цвета радуги. Однажды этим занимались даже ученики школы №14, которые покрасили фигуры каторжан в грязно-желтый цвет. Потом декабристы стали розовыми, а с прошлого года приобрели золотистый цвет. А ведь изначально они были темными, черный цвет имитировал чугун. Контраст с белыми плитами придавал скульптурам объем, каторжане как бы выходили из стены.
Все это Анатолий Осауленко рассказывал мне летом 2009 года, когда местная власть стала невольным соучастником вандализма. В то время как раз проходило обустройство Аллеи почетных граждан Ангарска, и вокруг памятника начали укладывать новую плитку – барельеф поднимали, передвигали и в итоге сильно повредили нижнюю его часть. Выполнявшие работы по укладке плитки решили скрыть это и смастерили из песко-глиняной смеси каторжанам новые ноги взамен обломанных. В результате их «творчества» две босые ноги оказались в сапогах! У Анатолия Кузьмича от увиденного чуть сердечный приступ не случился. Переговоры с главой города привели к тому, что Осауленко пообещали провести реконструкцию испорченного памятника.
В сентябре 2009 года Леонид Михайлов отметил, что на это будут потрачены 2 миллиона рублей, перечисленные Ангарску за звание «Самый благоустроенный город России». В 2010 году депутаты городской Думы рассмотрели вопрос о возможности реставрации памятника. Как выяснилось, монумент не имеет технического паспорта, не стоит на балансе ни одного хозяйствующего субъекта, а значит, городской бюджет не может финансировать его содержание и ремонт. Другими словами, памятник не имеет хозяина. А потому вопрос о его реконструкции до сих пор не решен.
«28 июня исполнилось два года со дня смерти папы, я обещала ему, что не оставлю без внимания его работы, – говорит Марина Соколова. – Его мастерскую город у меня забрал, все работы папы пришлось вывезти на дачу. Помещение под музей мне не дают. Никому ничего не надо. И памятники, которые когда-то были гордостью, достопримечательностью города, приходят в разрушение. В хорошем состоянии находится только стела в парке Строителей, на мой взгляд, не требует реставрации и бюст Ленина возле управления АЭХК. За бюстом Дзержинского в 205 квартале следят с переменным успехом, недавно там подправили основание, но для оценки его состояния нужен специалист. Ну а с барельефом политкаторжанам вообще беда – еще несколько лет и спасать будет нечего».
Сейчас Марина Соколова пытается добиться реставрации монумента – не штукатурно-малярных работ, а именно реставрации. Она уже побывала на приеме у главного архитектора города Елены Культиковой и начальника управления по капремонту, ЖХК, транспорту и связи Василины Шуновой. Результата пока нет. Одна надежда – донести проблему до мэра округа Сергея Петрова. Но записаться к нему на личный прием дочь скульптора не может – в приемной администрации согласились взять только ее письменное обращение для рассмотрения. Может, Сергей Анатольевич статью в газете быстрее обращения прочитает? Поставить монумент на баланс муниципалитета, принять решение о его реставрации, выделить для этого средства – такое в наше время по силам только волшебнику или… настоящему хозяину города.
Сейчас недалеко от памятника ведутся строительные работы – подрядчики возводят новую набережную. И 10-метровый барельеф политкаторжанам, на передней плите которого выбиты слова, написанные ангарским поэтом Иннокентием Новокрещённых: «Этапы кандального тракта, по которым прошли в былом веке лучшие сыны России», может стать ее украшением. А не пугающим своей разрухой памятником ушедшей эпохи…