Коллекционирование не зря называют творческой страстью. Задавшись целью заполучить коллекционную редкость, собиратель сделает для этого всё возможное и невозможное. Иногда большая коллекция начинается с одного, неприметного с виду значка, статуэтки, открытки… А бывает, что коллекционирование становится семейным делом. Так случилось у Наширбановых: однажды Андрей «заразил» супругу Марину своим увлечением советским художественным фарфором, и теперь ее личная коллекция разрослась до внушительных размеров и без преувеличения является уникальной по содержанию высокохудожественных экземпляров. Самые интересные изделия советских фарфоровых заводов, собранные Мариной Наширбановой, сейчас можно увидеть на выставке в Музее часов. Эта экспозиция называется «Фарфор в сервантах наших бабушек» и силой производимого впечатления способна ненадолго вернуть увлеченного посетителя в прошлое. И как же красиво, оказывается, было в той непростой эпохе!..
В советское время фарфоровая промышленность была развита сразу в нескольких регионах страны – посуду, вазы, шкатулки и сувениры из тонкого, хрупкого материала успешно изготавливали на Ленинградском, Дулевском, Городницком, Хайтинском и других заводах. На производстве трудились известные мастера, художники и скульпторы, и многие их работы можно назвать произведениями искусства.
«Человеку всегда было свойственна тяга к прекрасному, не стали исключением и времена СССР, когда в условиях всеобщего дефицита практически каждая семья стремилась к роскоши, атрибутами которой тогда были хрустальная и фарфоровая посуда, мельхиоровые наборы для сервировки стола, изящные статуэтки людей и животных, стоящие на ажурных, вязанных крючком, накрахмаленных салфетках, – говорит заведующая экспозиционным отделом МБУК «Городской музей» Наталья Сметнева. – Именно поэтому сейчас эти фарфоровые балерины, собачки, мишки и слоники как бы возвращают нас в детство. Всё это когда-то давно мы с вами уже видели в сервантах наших бабушек».
Фарфоровые изделия очень точно отражают особенности эпохи, в которой созданы. Это интересные фигурки детей и взрослых, позирующих мастеру или застигнутых в каких-то ситуациях – танцующие, прихорашивающиеся, работающие. Среди таких работ немало агитационных, прославляющих эпоху социализма, романтизирующих рабочие специальности, быт того времени, моменты счастливого детства.
Существуют серии, где изображаются представители народов СССР в национальных костюмах, а также статуэтки, выпущенные к какому-то событию. Очень популярна в советском фарфоре была и тема сказок – многие заводы выпускали наборы фигурок в виде сказочных персонажей. Также во многих домах советских людей можно было увидеть фарфоровые статуэтки спортивной тематики. Ну а балерины из тончайшего фарфора и вовсе считаются символом минувшей эпохи. Телевизионные трансляции балетных постановок раньше собирали у экранов массу восторженных зрителей, а сам балет считался государственной гордостью, так что желание советских женщин иметь у себя частицу высокого сценического искусства – фарфоровую статуэтку балерины – было вполне объяснимо. И лучшие мастера без устали трудились над созданием тонких, отбеленных, почти прозрачных фигурок танцовщиц.
По словам Натальи Сметневой, в коллекции Марины Наширбановой представлено всё тематическое разнообразие советского фарфора. Здесь есть отдельный стенд, посвященный балету. Ну а статуэтка балерины Улановой в партии «Умирающий лебедь» ленинградского скульптора Янсона-Манизера является образцом высокохудожественного искусства. Одна пышная, в крупную складку юбка-пачка чего стоит! Изящные, с тонкими пальцами руки танцовщицы, кажется, застыли на миг, чтобы через секунду в такт музыке взметнуться над головой…
Среди других коллекционных редкостей можно отметить работы ленинградского фарфорового завода 1922 года, изображающие Федора Шаляпина в роли Бориса Годунова и артиста Норцова в роли Онегина. При их изготовлении использовался тонкий белый фарфор, расписанный надглазурной монохромной краской с золочением. Внимание посетителей выставки привлекает бюст-шарж Мейерхольда – выбеленный носатый профиль знаменитого режиссера не оставляет равнодушным никого! Эта работа была изготовлена в 1930 году на Кировском фаянсовом заводе Кукрыниксами. В то время группа художников-графиков занималась политической карикатурой, сатирической графикой. Кроме Мейерхольда Кукрыниксы сделали дружеские шаржи-бюсты композитора С.С. Прокофьева, народного артиста СССР К.С. Станиславского, народного артиста СССР В.И. Качалова, народного артиста СССР И.М. Москвина.
В экспозиции «Фарфор в сервантах наших бабушек» заслуживают внимания оригинальные скульптуры, выполненные в технике «майолика с гжелью». Матовая поверхность таких работ отличает их от всех других фарфоровых экспонатов этой выставки.
Удивительный мир редкого фарфора минувшей эпохи, собранный знатоком этих художественных изделий Мариной Наширбановой, будет открыт всем желающим и доступен для просмотра в Музее часов до 15 сентября. Добро пожаловать в прошлое!