Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Хоть и не было в Ангарске никогда кораблей, но День военно-морского флота, пришедшийся на 28 июля, Ангарск отметил с размахом. Крейсерами рассекали воды на улицах города автобусы. Местами превращались в подлодки легковые автомобили. В 19 микрорайоне был замечен «военный ныряльщик»: камеры сотовых телефонов бдительных горожан зафиксировали мужчину, который с головой погружался в лужу, чтобы расчистить засорившуюся ливневку. Безумству храбрых поём мы славу!
Но всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Ведь, по сути, можно признать, что экзамен по подготовке к стихийному бедствию город провалил: если бы подобное случилось в будний день, не обошлось бы без транспортного коллапса. Итак, с чего всё началось?
Рекорд побит
По информации гидрометобсерватории АГО, за 4 дождливых дня на город выпало 143,1 мм осадков при месячной норме в 106 мм, то есть на 40% больше месячной нормы. Всего же за июль выпало 215,4 мм дождей, что составляет чуть больше двухмесячной нормы. За всё время наблюдений такого еще не бывало! Только в июле 2004 года выпало 196,8 мм осадков, но нынче этот рекорд побит. Больше осадков было только в августе 2003 года – 233,2 мм дождей!
Опасности нет
Сильнее всего от ливневых дождей понесли ущерб дачники – во многих садоводствах грядки затопило, что называется, «с головой». На выложенных в интернет видео виднеются только макушки кустов картошки, клубники, кочанов капусты. Многомесячные труды пошли коту под хвост. Единственное, что сейчас может спасти ситуацию, – это быстрый сход воды и несколько дней хорошей жары, чтобы просушить землю, а также периодическое рыхление (советы об этом мы даем на стр. 11).
В многочисленных группах в соцсетях выкладываются сводки состояния уровня воды в Китое. А по садоводствам ездили машины МЧС и предупреждали ангарчан об опасности и просили по возможности эвакуироваться.
По данным на вторник, 30 июля, уровень воды в Китое был 376 сантиметров, и он уже падает, не достигнув критической отметки в 475 мм.
– В настоящий момент ситуация под контролем, но мониторинг рек Китой, Ода, Тойсук осуществляется в учащенном режиме – каждые 2 часа. Также для оценки обстановки была отправлена оперативная группа в верховья Китоя. Установлена связь со всеми председателями СНТ и руководителями турбаз, расположенных в пойме реки Китой. В зоне затопления может оказаться от 18 до 22 СНТ. Основная угроза – для СНТ «Ясная Поляна», «Ветеран-1», «Ветеран-2», которые находятся на острове, – рассказывал на прошедшей в понедельник пресс-конференции Алексей Филатов, начальник службы ГО и ЧС по АГО. И напомнил телефоны, по которым можно обращаться в случае возникновения опасности: 088 с городского телефона и 112 с сотового.
Спросили журналисты у Алексея Анатольевича и об отключениях электричества, которые накрыли садоводства и город.
– Электрические сети у нас далеко не новые, а в связи с похолоданием ангарчане, видимо, стали пользоваться электрообогревателями, из-за чего произошло отключение нескольких ячеек и старая часть города осталась без света. Также вышла из строя высоковольтная линия электропередач, и электричества лишилась юго-западная часть города – от микрорайона Новый-4 в сторону Савватеевки. Все отключения были устранены в установленные нормативами сроки, – закончил выступление Алексей Анатольевич.
Чей номер?
Наверное, больше всего «добрых и светлых» пожеланий в эти дни было высказано в адрес «Ангарского водоканала»: не сумевшие преодолеть лужи на затопленных улицах автомобили глохли намертво. А те, кому повезло выбраться «живыми», бывало, не обнаруживали на машинах номеров. Приходилось лезть в лужу и копошиться в мутной воде на ощупь разыскивая пропажу. Интернет заполнили фото найденных номеров, одна девушка в подписи к фото объясняла: «Искала свой, нашла вот эти».
По колено в воде брели по лужам пешеходы, которых какая-либо нужда выгнала на улицы. Автор статьи стала свидетелем разговора в автобусе: когда водитель спросил пассажиров, будут ли они выходить на остановке «Фея», люди, оценив обстановку, отказались это делать. Оказалось, лучше топать лишнюю остановку под ливнем пешком, чем, выпрыгнув из автобуса, оказаться в воде по «самое не могу».
Почему ливневки в который уже раз не справились с потоком воды? Ведь из года в год топит одни и те же улицы: Рыночная, Окружная, 40 лет Победы, перекресток Социалистической и Коминтерна. Пора бы уже принимать превентивные меры, а не бороться с последствиями. На эти вопросы журналистов отвечал Михаил Дресвянский, и. о. директора МУП АГО «Ангарский водоканал».
– С учетом прогноза, по распоряжению мэра в пятницу, 26 июля, был объявлен режим повышенной готовности. В связи с этим в субботу, в 16.30, объявили сбор, весь оперативный персонал прибыл на работу, и в 17.30 мы приступили к откачке луж, которые образовались в связи с ливневым дождем, – начал разговор Михаил Георгиевич.
Да разве же это режим повышенной готовности, когда после лившего всю ночь дождя на откачку луж вышли только к вечеру? Когда весь день в интернете раздавались вопли: «Помогите, тонем!»
Тем не менее на ликвидации последствий работало 7 мобильных бригад, 5 единиц спецтехники, в том числе знаменитый синий каналопромывочный комплекс Маn. И только к пяти часам вечера воскресенья, 28 июля, наконец смогли справиться с наводнением на улицах и приступить к откачке воды с внутридворовых территорий – было выполнено 18 заявок. Хотя, по словам Михаила Георгиевича, это уже ответственность управляющих организаций. Но вот вопрос: а где им брать спецтехнику для таких видов работ и кто будет это всё оплачивать?
И что дальше? Снова дождь и снова потоп?
– Ливневка долгое время не реконструировалась. После ухода воды мы проведем обследование ливневой сети с применением специальной диагностической аппаратуры. В случае выявления «узких мест» мы выдадим свои рекомендации по их устранению. При этом хочу заметить, что ливневки очищаются по графику, – отметил во время своего выступления Михаил Дресвянский.
Странно: а почему тогда раньше ливневки не обследовали, раз даже спецтехника есть? Хотя бы на улице Рыночной? Уж там-то который год при любом более-менее сильном дожде одно и то же!
А что с заасфальтированными дорогами? Сколько их делали, похоже, ни разу не меняли систему ливневой канализации, а ведь это важно!
– «Ангарский водоканал» не строит новые дороги. Нужно разбираться с каждой ситуацией отдельно, – отрезал Дресвянский, отвечая на эти вопросы.
Неужели нужно наводнение как в Тулуне, чтобы администрация АГО наконец увидела проблемы с состоянием дорожной сети и ливневой канализацией под ней? Пока же остается надеяться, что больших дождей больше не будет.