Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Мы не танкисты, не артиллеристы
И не саперы, не аквалангисты.
Мы симпатичны в меру и пушисты,
Мы всех главнее, мы – парашютисты!
С этой веселой песенки в исполнении известного музыканта и композитора Евгения Якушенко 30 июля в выставочном зале Ангарского городского музея на улице Глинки началось мероприятие, посвященное Дню парашютиста.
Наш коллега талантливый тележурналист, видеооператор Спартак Черныш – родной племянник легендарного десантника Юрия Болдырева. Он один из тех, кому посчастливилось осуществить свою юношескую мечту о полете под куполом парашюта. В общей сложности Спартак 450 (!) раз обнимал небо, совершая прыжки с парашютом. И судя по его настрою – это не предел!
В домашнем архиве Черныша сохранились десятки уникальных авторских видеоматериалов: первые прыжки будущих десантников из школы «Мужество», полеты бывалых парашютистов над Оёком, военным аэродромом на Белой, над Ангарском, интервью с новичками и известными людьми, вошедшими в историю нашей страны. Чего стоит только встреча с летчиком-космонавтом Героем России Анатолием Иванишиным! Первый полёт космонавт совершил на транспортном пилотируемом корабле «Союз ТМА-22» с ноября 2011 по апрель 2012 года, его продолжительность составила 165 суток 7 часов 31 минуту. Второй – в июле-октябре 2016 года, полет длился 115 суток 2 часа 22 минуты. В общей сложности иркутянин Анатолий Иванишин провел в космосе 280 суток!
«А ведь свою путевку в небо летчик-космонавт Иванишин получил, занимаясь в Иркутском авиационно-спортивном клубе, – с гордостью подчеркнул Спартак. – В 2013 году, когда мы встретились с ним на аэродроме в Оёке, после прыжка с парашютом герой признался, что спустя 27 лет вновь испытал непередаваемые ощущения, которые так будоражили его кровь в детстве».
***
Говоря об истории создания парашюта, Черныш напомнил собравшимся о том, что прототип парашюта впервые нарисовал на холсте великий художник Леонардо да Винчи, но до момента его изобретения прошли сотни лет.
«Первый парашют был сделан в XVIII веке из толстой непромокаемой и непродуваемой ткани, крепился он к воздушному шару и служил для развлечения богемной молодежи. Его конструкция сильно отличалась от тех, что используются сейчас, – продолжил своё повествование ведущий мероприятия. – Смельчаком, решившимся спрыгнуть с высоты 700 метров, был француз Гарнерен. Он шагнул с воздушного шара и удачно приземлился, но больше не решался повторить трюк. А вот его племянница не остановилась на одном прыжке. Девушка смогла осуществить 60 прыжков с воздушным куполом, именно ей принадлежит первый женский опыт воздушных прыжков».
Спартак подчеркнул, что конструкция парашюта хоть и была неудобной, но больше века оставалась неизменной. Только в начале ХХ века она стала усовершенствоваться. Все новые изобретения принадлежат советскому технику-самоучке Глебу Котельникову. Это он изобрел ранец, который позволяет не только удобно перемещать парашют, но и предусматривает наличие всех возможностей для раскрытия купола. Однако чиновники-бюрократы раскритиковали первую работу конструктора (парашют РК-1), предоставленную Глебом Котельниковым в 1911 году. Только спустя 13 лет автором была запатентована очередная модель парашюта с ранцем и с 1929 года это изобретение стало обязательным атрибутом летчиков и всех, кто связан с воздухоплаванием.
***
Очень интересно Спартак Черныш рассказал про Иркутский авиаспортивный клуб, который сыграл и в его жизни большую роль.
Официальной датой рождения этого учреждения, созданного решением Восточно-Сибирского краевого комитета Осоавиахима, стало 13 ноября 1937 года. Однако негласно организация под названием «Добролет» действовала с 1923 года, объединив две сотни земляков-единомышленников из Бурятии, Красноярского края, Читинской и Иркутской областей. С момента создания до ноября 1942 года клуб подготовил более 1500 летчиков и более 6000 парашютистов, четверо из которых стали Героями Советского Союза.
Спартаку Николаевичу повезло встретиться и поговорить с ветеранами АСК, которые делились своими воспоминаниями об интересном времени, когда клуб располагался в помещении Красных казарм по соседству с конюшней. Их рассказы запечатлены на видео. Люди вспоминали, как совершали свои первые прыжки с парашютом с высоты 500 метров, на которую поднимался специальный аэростат.
Кстати, один из аксакалов парашютного спорта Иван Людвиг прыгает до сих пор и является участником всех Дней ВДВ. Иван Карлович хорошо помнит, как когда-то человека, имеющего 20 парашютных прыжков, на селе почитали как героя страны. Да и сегодня никто не остается равнодушным при виде отважных парашютистов, спускающихся с неба на землю. Ангарчане еще не забыли показательные прыжки, совершенные экстремалами над стадионом «Ангара» в один из юбилейных дней города.
«Я помню, как впервые по инициативе мэра Виктора Новокшенова в день рождения Ангарска мы в ярких костюмах скоморохов совершили прыжки над водохранкой. Было весело! А сколько эмоций я испытал, приземляясь над Белой, когда вся авиабаза была у меня перед глазами. Снимая это зрелище, я чувствовал себя иностранным шпионом», – улыбаясь говорит Спартак Черныш.
В этот день у всех посетителей музея была уникальная возможность примерить настоящий парашют и сфотографироваться с ним. Однако по-настоящему влюбиться в парашютный спорт можно, только испытав ощущение свободного полета. Бывалые парашютисты говорят, что минуты, в которые человек парит над землей, позволяют многое переоценить и посмотреть на жизнь под другим углом…
Интересные факты
* Самым отчаянным парашютистом называют Феликса Баумгартнера, который шагнул в голубую бездну с высоты 38 600 м. Во время падения он развил скорость 1342 км/ч.
* Один из парашютных рекордов принадлежит американке Дороти Кастер, которая спрыгнула с самой высокой скалы на Кипре, когда ей исполнилось 102 года!
* Самый экстремальный рекорд принадлежит японцам. Ради того чтобы попасть в Книгу Гиннесса, японцы придумали опасный трюк с названием «Банзай». Эта забава предусматривает выбрасывание парашюта из самолета. Парашютист должен словить его в полете, надеть на себя и, если все этапы пройдут благополучно, наконец-то дернуть кольцо.
* Счастливицей, которая почти благополучно приземлилась в экстремальной ситуации, когда ни основной, ни страховочный парашют не раскрылись, стала американка Шейна Ричардсон. До приземления женщина развила скорость 80 км/ч и после падения осталась жива. К тому же, как оказалось, женщина была беременна и впоследствии родила здорового малыша.