Каждый год после фестиваля «Сибирская рампа», проводимого ангарским театром «Факел» в ольхонском поселке Хужир, ощущаю досаду от невозможности передать читателям в полной мере его необыкновенную ауру. Чтобы почувствовать ее, нужно там побывать. Создается ли она благодаря единению древней шаманско-буддийской святыни с духом театральной игры, слиянию сотен талантов воедино, биению в унисон огромного количества открытых чистых сердец или тому, что цивилизация в современном понимании этого слова проникла на остров Ольхон сравнительно недавно, – непонятно.
Однако неповторимая фестивально-хужирская атмосфера окружает здесь с головы до ног: дорожным песком проникает в обувь, пылью оседает в волосах и на одежде, утром будит на театральную зарядку резкими криками чаек и тяжелым мычанием коров. Байкал прямо из души вымывает ледяной водой всё, что мешает беспрепятственно воспринимать события фестиваля, а изгибы береговых линий «материка» и острова вырезаются на сердце. И еще – самое чудесное – здесь для режиссеров и актеров любительских театров становятся доступными люди, которые преданно служат настоящему театру, которые знают об этой религии великих мастеров сцены всё и готовы поделиться своим знанием.
Ура фестивалю! Ура Байкалу! Ура театру!
Случайностей не бывает: в Год театра Международный фестиваль любительских театров «Сибирская рампа» имени народного артиста России Юрия Авшарова отметил 20-летний юбилей. И всё сложилось, чтобы в Хужире собрались те, кто начинал его вдали от суеты больших городов два десятилетия назад: Александр Кононов, руководитель заслуженного коллектива народного творчества «Факел» Дворца культуры «Нефтехимик», Тагир Хамитов, режиссер театра «Родничок» Дворца творчества детей и молодежи, и Владимир Байчер, декан режиссерского факультета РАТИ/ГИТИС.
– Когда в 1999 году Александр Кононов привез меня на Ольхон, не было ощущения, что здесь живут люди, – признался один из отцов-основателей фестиваля, московский режиссер Владимир Байчер. – Это была другая планета. Отсутствие какого-либо намека на дороги, нет электричества, ужины при свечах – бытовые условия, мягко скажем, спартанские. Телефон и Интернет – таких слов даже не произносилось. И никто не мог представить, что это начинание проживет так долго. Мы редко признаем значение усилий одного человека в этом мире. Что может один человек? Но вот этот один человек – Александр Иванович – сделал фестиваль и 20 лет руководит им. Благодаря этому человеку и фантастической команде, которую он собрал вокруг себя, фестиваль живет. Здесь витает душа еще одного человека, о котором нельзя не сказать, – это Юрий Авшаров. В том, что фестиваль носит его имя, есть какая-то высшая справедливость, потому что Юрий Михайлович принял это место. Много лет мы с ним ездили на Ольхон вместе. В том, что Юлия Авшарова, заслуженная артистка России, педагог Театрального института имени Бориса Щукина, 8 лет приезжает на фестиваль, продолжая дело отца, благородно и очень правильно. И поэтому, когда мы говорим о юбилейном фестивале, мы должны понимать, что эти 20 лет – благодаря кому-то.
Лучше любых слов о значении фестиваля говорит тот факт, что в работе Международного летнего театрального центра «Ольхон» в качестве театрального педагога принимает участие бывший студиец «Факела», а ныне – профессиональный столичный актер, преподаватель сценического движения Алексей Самойлов. Он тоже был на первом фестивале и играл в привезенном на остров спектакле «Сон в летнюю ночь» по комедии Уильяма Шекспира. Выпускников любительских театров, для которых «Сибирская рампа» стала стартовой площадкой в профессию, по-прежнему тянет на чудесный остров. Именно здесь в дни фестиваля их можно встретить в большом количестве.
Театральный остров солнца
Байкальский загар – самый красивый и долговременный. Где еще можно приобрести такой золотистый цвет кожи и получить массу приятных зрительских впечатлений, как не на Ольхоне в последнюю декаду июля? Каким же было удивление ангарчан, наслаждавшихся солнцем, когда родные сообщали им по телефону, что наш город заливает дождем, что Иркутскую область снова топит! Погода на острове капризна, и, хотя вторая половина июля – самое удачное время на Ольхоне как для отдыха, так и для театральной игры на открытом воздухе, испортить ее неосторожными словами непосвященного человека о каких-нибудь «несущихся водных потоках» ничего не стоит – проверено неоднократно. У театралов – завсегдатаев фестиваля есть даже своеобразная мантра – звукосочетание, которое призвано остановить дождь.
Духи были благосклонны к юбилейной «Сибирской рампе»: всего два дождливых вечера за 12 дней и одна сырая ночь. Один остановленный почти в самом начале спектакль – «повезло» закрывавшему конкурсную программу лицейскому театру «Кто мы?» из Ангарска. Подопечные режиссера Николая Щербакова, игравшие свою версию «Маленького принца» Антуана де Сент-Экзюпери на круглой асфальтированной площадке возле поселкового клуба, даже диплом за участие получили с говорящей номинацией «За прерванный полет».
«Суперстары» театра «Родничок» (и снова Ангарск! свои не обидятся?) уже привычно отыграли на мокрой сцене. Их «Обыкновенное чудо» по сказке Евгения Шварца стало «Лучшим спектаклем под дождем» и получило самый большой букет наград за отдельные актерские работы: Максим Мараев – за роль Медведя, Олег Роголев – за роль Короля, Артем Артищев – за роль Охотника, а у игравшей Принцессу Кати Войтовой – диплом «Лучшая женская роль фестиваля».
«Это был лучший спектакль в моей жизни»
Такую фразу нечасто приходится слышать. А здесь она эхом отозвалась со всех сторон от нескольких человек. Лиц не увидеть – поздний вечер, темно. Публика зажигает фонарики и, возбужденно переговариваясь, преодолевает сотню метров от полуразрушенного коровника, где омские артисты играли спектакль, до жилых домов.
Пожалуй, лучшего места для показа «Дракона» по пьесе Евгения Шварца театры «Третий круг» и «КС» («Карусель») выбрать не могли. Три дня они обживали заброшенное строение на краю Хужира. В итоге здесь работал телевизор – одна из голов Дракона, актеры бегали по кирпичным осыпающимся ребрам стен, как артисты цирка, спрыгивали с крыши, выскакивали в проемы окон так уверенно, будто всю свою жизнь занимались исключительно этим. Да еще с удовольствием! И действительно, воплощать в жизнь придумки талантливого тандема режиссеров Флоры Бабаджанян и Натальи Козловской можно только так. «К нам постоянно приходили коровы, собаки и дети», – со смехом рассказывали режиссеры омских театров.
От этих «аборигенов» не защищен ни один показ на открытом воздухе. Собаки, кошки, чайки, а то и крупный рогатый скот – смотря где играешь – запросто могут прорвать ткань спектакля в самый неподходящий момент. И тут уже спасти постановку может только актерское мастерство его участников – нужно принять непрошеных гостей так, чтобы никто и не догадался, что это не по плану. Прирученные в процессе репетиций животные не помешали показу, а местных детей на поздний спектакль не пустили.
Глубокая философская сказка-предупреждение, сказка-напутствие ожила в образах героев, которые примеряли на себя разные актеры. Состав сменился три раза за два с лишним часа, которых, кстати, никто не заметил, как не заметил и неудобных поз, в которых застал зрителей омский «Дракон».
На обсуждении у жюри было много вопросов к режиссерам спектакля. Была ли необходимость в стольких трюках, не теряется ли за песнями и танцами актерское существование? Но впечатление «Дракон» произвел сногсшибательное, ужасая, смеша до слез, донеся до зрителей мысль Шварца, что куда страшнее внешнего тирана те драконы, которых люди выращивают внутри себя. В итоге Гран-при и дипломы за лучшее художественное оформление спектакля и лучшую женскую роль фестиваля – у Татьяны Трошиной, сыгравшей одного из Бургомистров.
***
12 дней, 28 спектаклей, 22 театра! География – от германского Эрфурта до поселка Февральск Амурской области. Среди авторов – Уильям Шекспир и Фридрих Дюрренматт, Ханс Кристиан Андерсен и Карло Гольдони, Антуан де Сент-Экзюпери и Рэй Бредбери, Ксения Драгунская и Людмила Петрушевская, Евгений Шварц и Сергей Козлов, Николай Гоголь и Тэффи… Тренинги по актерскому мастерству для детей и подростков, мастер-классы по сценическому движению и сценречи, режиссерские разборы от лучших педагогов московских театральных вузов. Всё это и многое другое, для чего, как правило, не хватает места на газетной полосе, – и есть фестиваль. Поэтому… Закончился двадцатый фестиваль, да здравствует фестиваль двадцать первый!