Рубрика
Ангарск и Ангарчане
«Люди с ограниченными возможностями здоровья», «особенные люди» – так в последнее время в нашем обществе принято называть инвалидов. Словесной корректности мы учимся быстрее, чем оказывать реальную помощь тем, кто в силу врожденного или приобретённого недуга в ней нуждается. Иногда речь идет о невозможности реализации гарантированных Конституцией прав… на образование. Вопрос школьного обучения детей-инвалидов до сих пор очень остро стоит в нашем городе. Хотя в городской администрации его считают успешно решаемым. А вот у родителей детей с нарушениями здоровья на этот счет другое мнение. Давайте разберемся в ситуации.
Но сначала – пара слов про заголовок этой статьи. Не хочется никого обидеть, но и смягчать заявленную проблему тоже нет желания. В слово «инвалид» в данном случае не вложено никакой оценки – только статус, определяющий возможности и права человека. Инвалидность так просто не присваивается. Только при наличии серьезного заболевания, так или иначе формирующего образ жизни человека. В нашем городе таких ребятишек немало – свыше 500 человек. И у них точно так же, как и у здоровых, есть законное право сесть за школьную парту по достижении семилетнего возраста. Однако удается это не всем. Почему? Ответ на этот вопрос родители детей-инвалидов в нашем городе ищут не первый год. Это стало главной темой и обсуждения на совещании, которое в минувшую пятницу прошло в администрации АГО. 9 августа за круглым столом собрались представители управления образования, дошкольных и школьных учреждений, общественных организаций и родители детей-инвалидов. Как выяснилось, все пришли на эту встречу с очень разными ожиданиями и предложениями. И потому проблема осталась далека от разрешения.
На самом деле таких встреч уже было немало – проблему доступности среднего образования детей-инвалидов с сохранным интеллектом обсуждали на разных уровнях и не единожды. Предыдущее совещание состоялось в конце мая в кабинете директора школы №6 Инны Морозовой, которая открыто сказала родителям, что в нынешнем учебном году набор в специализированный класс не планируется. Несмотря на созданные условия, школа №6 формирует первый класс из детей-инвалидов раз в четыре года. Делать это чаще у образовательного учреждения нет возможности. В итоге дети, не попавшие в этот поток, вынуждены ждать заветного зачисления в школу от года до трех лет. Именно их родители и обивают пороги всевозможных инстанций в надежде найти понимание у чиновников и приемлемый выход из ситуации.
По мнению специалистов управления образования, выход есть. Их даже несколько. Проработав представленный общественниками список из 26 детей-инвалидов (его сформировала председатель Ангарского отделения ВОРДИ, семейного творческого интеграционного центра развития «Притяжение» Людмила Смольникова), они предложили каждой семье свой вариант обучения в зависимости от пожеланий родителей и рекомендаций медико-педагогической комиссии. Предлагаем рассмотреть преимущества и недостатки каждого из них.
Вариант 1. Пойти в обычную школу. Среди плюсов этого варианта можно выделить два главных. Первый – это шаговая доступность образовательного учреждения, потому что родители выбирают, как правило, ближайшую от дома школу и в управлении образовании оказывают содействие в этом вопросе. Второй плюс – инклюзивность обучения, то есть ребенок-инвалид учится наравне со здоровыми детьми, зачислен в обычный класс, причем нередко двадцать шестым учеником. В таких условиях социализация проходит естественно – он вынужден приспосабливаться к окружающим условиям. Но есть и минусы. И они тоже существенные. В обычных школах не создана доступная среда для инвалидов, имеющих ограничения в передвижении: многим сложно или невозможно без посторонней помощи подниматься по лестницам, переходить из одного учебного кабинета в другой. В итоге инвалиды стараются как можно реже покидать класс, не посещают туалет, столовую, не отдыхают на перемене. К тому же зачастую они просто не поспевают за своими сверстниками – не могут так же быстро, как они, писать, рисовать, шить, мастерить, ходить. Всё это в разы снижает качество обучения. Условия, которые призваны «встроить» особенного ребенка в реальный мир без учета его физических и психологических возможностей, наносят ему вред. В подростковом возрасте такие дети часто замыкаются, не имеют друзей, теряют интерес к учебе. Это отмечают сами родители.
Вариант 2. Домашнее обучение. До недавнего времени этот вид заочного обучения школьников выбирало большинство семей, где воспитывается ребенок-инвалид. С одной стороны, это удобно, потому что учебные занятия проводятся в комфортных домашних условиях. К ребенку на дом приходит учитель и проводит индивидуальные занятия. Почему же многие родители протестуют против домашнего обучения своего ребенка-инвалида? Потому что часто такой вид обучения не дает хороших результатов: доказательство тому – низкие (за редким исключением!) баллы ЕГЭ, которые не позволяют инвалиду-выпускнику поступить в достойный вуз даже с учетом льготных условий зачисления. А во-вторых, домашнее обучение запирает ребенка в четырех стенах. У него практически нет поводов и причин покидать квартиру, он ограничен в общении и не знает реалий мира за порогом своего дома. Как живут такие выросшие взаперти люди, многие из нас даже не представляют.
Вариант 3. Пойти в коррекционную школу. Такие образовательные учреждения созданы для обучения детей с умственной отсталостью и психическими нарушениями разной степени. Маленьким инвалидам с сохранным интеллектом тут не место – с ними педагоги должны работать по специально разработанным программам 6.1 и 6.2, причем этот образовательный процесс должен запускаться еще в дошкольном учреждении и длиться вплоть до 11 класса. И всё же дети с ДЦП, нарушениями зрения, слуха – не редкость среди учеников коррекционных школ. В их медкартах, конечно, есть обоснование этому, но в личной беседе родители признаются: пошли в такую школу от безысходности, потому что больше некуда. Ребенку с задержкой развития не дают шанса получить полноценное образование с перспективой продолжения профессионального образования и трудоустройства от безысходности! Такого вы в Конституции не прочтете, но в жизни такие примеры встречаются сплошь и рядом. Кстати, «коррекционки» тоже грешат отсутствием доступной среды для маломобильных людей. Однако это кажется мелочью по сравнению с «непрофильностью» обучения здесь детей с сохранным интеллектом…
Вариант 4. Подождать год или два в детском саду. Такой вариант тоже был предложен нескольким детям из списка Людмилы Смольниковой на прошедшем в пятницу совещании. В настоящее время большинство ангарчан-дошкольников, имеющих инвалидность, ходит в два детсада города – №9, имеющий статус специализированного, и №81. Даже тех, кому уже исполнилось семь лет, готовы тут оставить еще на год. Идет ли на пользу ребенку такой возрастной сдвиг в освоении школьной программы – вопрос спорный. Начальник отдела дошкольного образования администрации АГО Елена Загороднева сказала на совещании: «Не лишайте детей детства, не спешите садить их за парты!» Возможно, кто-то из участников обсуждения прислушается к этому совету. Но если ребенку исполнилось семь лет и нет противоказаний для обучения, он вправе стать школьником. Эту мысль на встрече несколько раз повторила председатель регионального отделения ВОРДИ Иркутской области Лилия Щеглачева.
Вариант 5. Пойти в специализированный класс общеобразовательной школы. Если говорить применительно к нашему городу, то речь идет о школе №6, о которой мы упоминали в самом начале и куда на самом деле хотят записать своих детей присутствующие на собрании родители. Представители администрации пригласили их на встречу 9 августа, чтобы рассказать, куда они смогли распределить ребятишек на начало учебного года, – это и есть все вышеперечисленные варианты. Ну а сами родители хотели узнать ответ на один-единственный вопрос: будет ли создан в этом году специализированный класс для детей-инвалидов в школе №6. И получили ответ – нет, не будет. Из-за нехватки учебных площадей и педагогов набор в первый класс таких детей будет открыт только в следующем году – это случится, как и было раньше, раз в четыре года.
Заместитель начальника управления образования Елена Гуренкова сделала акцент: школа №6 не является специализированной для обучения инвалидов! Это обычная общеобразовательная школа с приписанной к ней территорией набора детей.
Почему же родители детей-инвалидов хотят записать своих детей именно сюда? Потому что 12 лет назад здесь был реализован проект по созданию условий для обучения таких детей: создана доступная среда, подобраны педагоги, набран коррекционный класс для детей-инвалидов с сохранным интеллектом, а самое главное, всё это дало потрясающие результаты – дети из коррекционного класса оказались очень подготовленными к выпуску из школы, они сдали ЕГЭ на высокие баллы, поступили в высшие и средние профессиональные учреждения на бюджетной основе. Школа, учителя, окружение, техническая база дали им необходимый старт во взрослую самостоятельную жизнь, что в отношении инвалида выглядит почти фантастически. Кто «в теме», тот понимает, что 97 баллов по русскому языку у выпускника-инвалида на голову выше 100 баллов у одиннадцатиклассника гимназии или лицея. Это почти чудо!
Вдохновленные этим примером, родители инвалидов получили надежду, что школа поможет им в воспитании и обучении особенных детей. Но приговор «раз в четыре года» многих лишает возможности на получение достойного образования.
***
На минувшей встрече расстроенных родителей попытались успокоить перспективой развития направления образования детей-инвалидов. По словам заместителя мэра Марины Сасиной, сейчас в ряде ангарских школ формируется доступная среда, также в обычных общеобразовательных учреждениях детям-инвалидам готовы предоставить ассистента-помощника, ну а самое главное – совместно с областью на базе интерната №1 создаются условия для обучения детей с сохранным интеллектом по адаптивным программам 6.1 и 6.2. Увы, проект будет запущен не в этом учебном году. А дети растут, взрослеют, готовятся к школе уже сейчас… Осталось ровно две недели.