Неделю назад прибыли в Ангарск актеры народного театра «Чудак» Дворца культуры «Нефтехимик». Из осени вернулись в лето. Из своей, театральной, осени – с фестиваля «Театральная осень на Байкале» имени Леонида Беспрозванного. Фестиваля, отметившего четверть века! Такое совпадение бывает раз в жизни, чтобы юбилейный театральный фестиваль проводился в Год театра, в который и у самого театра – создателя фестиваля – 65-летний юбилей. Тему для фестиваля «чудаки» нынче нашли весьма подходящую – «Парад планет». Это астрономическое явление тоже бывает редко, хотя до театрального торжества в кубе ему, конечно, далеко.
Юбилей обязывает. Но не к бездумному празднованию, а к полноценному (оба слова: «полный» и «ценный» отнюдь не случайны!) заполнению театральными событиями шести дней на базе отдыха «Утулик», где фестиваль проводился с 16 по 22 августа. Сюда традиционно съехались друзья «Чудака» – так повелось со времен Леонида Владимировича. Причем если коллективы прибыли из разных уголков Иркутской области, то отдельные личности представляли собой крупные театральные центры России: Иркутск, Омск, Санкт-Петербург – и, разумеется, наш славный Ангарск.
Он оставил очень теплый след в душе, этот фестиваль. Не позволял отвлечься от главного – театра – почти ни на минуту, не давал прилечь и отдохнуть (база отдыха, как-никак!), его не могли остановить природные явления, хотя пару раз через крышу возведенной вместо «клуба» белой палатки на скамьи для зрителей попадала дождевая вода. Но никто из-за этого импровизированного зрительного зала не покинул. И даже с финансами в этом году (тьфу-тьфу!) было полегче: помог Иркутский областной дом народного творчества, второй год проводивший на фестивале «Школу режиссера» с повышением квалификации для ее участников.
В рамках «Школы режиссера» состоялось несколько весьма полезных встреч – полезных не только для режиссеров, поскольку значение бесед с яркими цельными личностями, нашедшими себя в профессии, сложно переоценить каждому мыслящему человеку.
Театральный критик Надежда Стоева, заведующая редакцией «Петербургского театрального журнала» рассказала о театральных премьерах Санкт-Петербурга последних лет. Режиссер Наталья Корлякова, художественный руководитель городского драматического театра «Студия» Любови Ермолаевой, поведала о том, как сделать читку пьес в коллективах интересной не только актерам, но и зрителям. С ее легкой руки, надо полагать, в любительских театрах Приангарья скоро появятся «читакли» – соединение читки и спектакля – такие новации не всем профессионалам известны!
Об удивительном режиссере-экспериментаторе, великом театральном педагоге, человеке, соприкосновение с которым вывело на новый личностный уровень и позволило найти свой путь в профессии сотням людей, вспоминал профессор филологии и театральный критик Сергей Захарян. Речь о Вячеславе Кокорине, с которым посчастливилось быть знакомой и автору этих строк. К сожалению, личность такого масштаба традиционно неудобна в любой системе – ему пришлось уехать из Иркутска, как и невероятному создателю фестиваля театров пантомимы «Мимолет» Валерию Шевченко, но его спектакли помнят многие в Иркутске, Омске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде… Прах умершего в позапрошлом году Вячеслава Всеволодовича был развеян над Байкалом в районе Листвянки – он так хотел.
О новых пьесах – режиссеры не устают жаловаться на то, что не находят подходящего драматургического материала для постановок – рассказывала режиссер народного театра «Диалог» Валентина Просекина. И чисто практические занятия провели с участниками фестиваля ученик и соратник Зиновия Корогодского профессор Валерий Зиновьев из Санкт-Петербурга, занимавшийся особенностями актерского самочувствия (в любительском театре этому важнейшему занятию, как правило, уделяют мало внимания), и давний друг «Театральной осени» педагог Иркутского театрального училища Валерий Кирюнин, раскрывавший принципы оживления театральной куклы.
Еще одна невероятная встреча произошла вечером 19 августа, в день рождения Александра Вампилова. В Утулик приехал актер областного театра кукол «Аистенок», где в прошлом театральном сезоне поставили вампиловскую «Утиную охоту» – пьесу, непростую и для драматического театра. Исполнитель роли Зилова, Роман Бучек единственный актер живого плана в спектакле, сумел зарядить своей неистощимой энергией весь зал. Он приехал после вечерней репетиции, был готов к выступлению через пять минут после выхода из машины, после сложной дороги, не сбиваясь, говорил о спектакле «Сны Зилова», пел, аккомпанируя себе на гитаре. Концерт затянулся далеко за полночь, а в восемь утра Роме уже нужно было быть на репетиции в театре.
А еще, конечно, спектакли! Не забудется «Последний срок» театра «Экспромт», поставленный режиссером (тоже юбиляром) Галиной Каминской в нехарактерной для себя, пронзительной, неблестящей, бытовой манере. Уж не помогло ли нижнеудинцам полновесно передать распутинскую боль постигшее город несчастье? Ведь актеры театра тоже пострадали от наводнения. Неслучайно две актрисы театра, исполнительницы ролей старухи Анны и ее дочери Варвары Анастасия Ульяшина и Светлана Светкина, получили высшую награду «Театральной осени» за актерские работы – призы «Бабы Кати».
Целый букет актерских наград, среди которых подростковая «Баба Катя» Анны Маркосенко (второй год подряд!), получили артисты ангарского театра «Шкода» школы №11 микрорайона Китой. Их стильный и серьезный, заставляющий вскрывать свои болевые точки, спрятанные глубоко внутри и разъедающие душу, спектакль «Ганди молчал по субботам» настоятельно рекомендую к просмотру всем. Режиссер «Шкоды» Ольга Горбунова – в своем репертуаре и согласно своим принципам – продолжает бесстрашно поднимать «неудобные» темы.
Приятно отметить, что «Бабу Катю» получила Снежана Ашихмина – актриса театра «Чудак» за роль Александры в спектакле «Фантазии Фарятьева», поставленном Александром Говориным. Ее коллега Екатерина Трещева, сыгравшая Любу, была награждена юношеской «Бабой Катей». Еще три «Бабы Кати» (и не в первый раз) увезли в Иркутск актеры театра «Предместье» (режиссер Лариса Серикова-Киркица) за роли в спектакле «Жду любви невероломной» по рассказам Евгения Попова. Высшую актерскую награду отдали также Олегу Роголеву за роль короля в спектакле «Обыкновенное чудо» 13-й студии ангарского театра «Родничок» (режиссер Тагир Хамитов).
Впечатления от постановок разнообразные: от неумелых работ начинающих режиссеров и явных неудач с выбором пьесы до звездных, космических спектаклей. Каждый из них получил доброжелательный профессиональный и очень полезный разбор на традиционных утренних «Круглых столах с острыми углами». Наталья Корлякова выступала на обсуждениях в роли доброй феи, способной и поддержать трепещущего режиссера, и указать на недостатки работ, и посоветовать способы их исправления для самого эффективного результата. И, конечно, как было обойтись без душевных замечаний Валерия Зиновьева и эмоциональных «захаризмов» Сергея Захаряна!
– Я люблю ваш фестиваль, и я готова ездить сюда еще 25 лет тайком! Пусть он живет долго-долго! Это чудо не должно заканчиваться. Поколения меняют поколения, а вы остаетесь хранителями русского языка, русского театра, русской культуры, – не смогла сдержать эмоций режиссер из Омска Наталья Корлякова.