В конце августа в музее на Глинки открылась большая персональная выставка картин Александра Имедеева. А через несколько дней после этого он уже ехал на поезде в Красноярск. 35-летний живописец решил продолжить обучение в Российской академии художеств. Его отъезд из Ангарска многие называют потерей для города, утечкой творческого потенциала из Приангарья. А что сам мастер думает по этому поводу и с каким настроением он оставил своих учеников, коллег, друзей и город, в котором родился и получил признание как талантливый самобытный живописец? Об этом мы поговорили с Александром Имедеевым по телефону в первый же день его переезда в Красноярск.
– Выставки, пленэры, занятия, переезды, интервью – наверное, трудно жить в таком бешеном ритме, цейтноте? Обычно художники предпочитают вести более размеренный, созерцательный образ жизни…
– Нет, я так привык. Чтобы творить, мне нужно движение, впечатления, энергия. Так что готов работать и рассказывать об этом в любое время и при любых обстоятельствах.
– Александр Анатольевич, вы художник от рождения? С детства рисуете?
– Живописью я стал увлекаться в подростковом возрасте. А поначалу с большим удовольствием и увлечением занимался лепкой – мне нравилось создавать объёмные фигуры. Думаю, при развитии этих способностей мог бы выучиться на скульптора. Но в художественной школе, куда я пошел учиться, больше внимания уделяли графике, рисунку. Лепка тоже была в программе, но она шла по касательной, как бы в комплексе. Постепенно она отошла на второй план, и я занялся изобразительным искусством.
– На открытии выставки присутствовали ваши одногруппники по пединституту, они очень тепло о вас говорили. С выпускниками кафедры изобразительного искусства и методики вас связывает дружба прошлых лет?
– Да, очень добрая крепкая дружба, а еще – творческое единство. Причем оно имеет вполне конкретное воплощение. Мы создали объединение «Красный квадрат» – собираемся вместе, планируем выставки, какие-то творческие выезды, например на плэнеры, организуем проекты.
– Вуз вы закончили 10 лет назад и сразу же пришли преподавать в Ангарскую художественную школу №2. Совместные выставки ваших работ и учеников впечатляют разножанровостью и высоким художественным уровнем. Не жалко оставлять юных талантов? Столько труда и надежд в них вложено!
– Преподавание – это особая сфера моей жизни, очень значительная и значимая. Дети растут на глазах, растет их мастерство, а вместе с ними расту и я – как педагог, живописец, человек. Это безумно ответственно и интересно! Однажды я прочитал такое выражение: задача учителя – научить ученика обходиться без него. Это перевернуло мое представление о преподавании. Стал легче отпускать своих учеников в большой мир, не стал требовать от них становиться Рембрандтами и Куинджи, перестал ждать благодарности. Моя задача – дать базу, научить азам, подсказать приемы, раскрыть потенциал, а дальше взрослеющий ребенок сам определяет, кем ему быть и что надо для этого сделать. Очень благодарен своим воспитанникам, их родителям и своим коллегам за поддержку – я чувствовал ее и в первые годы работы в школе, ощущаю и сейчас.
– Знаю, что вы и взрослых людей обучаете живописи. Тяжело работать с такими учениками?
– Это вы говорите про работу в рамках муниципального проекта «Школа ремесел»? Нет, не тяжело, а интересно! Есть свои особенности: если дети более самостоятельны в своем творчестве, много экспериментируют, изобретают свое «колесо» в живописи, то взрослые предпочитают работать «по правилам», задают много уточняющих вопросов, стремятся к подражанию, зато и результат от обучения можно увидеть раньше.
– Вас называют самым пишущим и выставляемым художником Ангарска – картин действительно много, и они разные. Еще и в разного рода проектах успеваете участвовать. Для чего они нужны состоявшемуся живописцу?
– В первую очередь, чтобы получше узнать мир, который ты пишешь, переносишь на полотно. Сидя целыми днями в мастерской или в учебных классах, много нового не увидишь. А творческие проекты – городские, региональные, всероссийские, международные – дают возможность совершать настоящие открытия в живописи. Особенно люблю работать на плэнерах – пишу что вижу и что чувствую. А заодно смотрю, как работают коллеги. Рисую на таких выездах много, часто «спиной» – увидел, впечатлился, запомнил, пришел в студию и передал на полотно. В рамках проекта я побывал в самых живописных местах Байкала, Монголии, Чечни.
– На выставке «Под открытым небом», которая сейчас открыта в выставочном зале музея на Глинки, много красивых пейзажных работ с плэнеров, натюрмортов с эффектом объема. Но мне лично больше всего понравилась картина «Огоньки» – черное небо, черная вода, а между ними тонкая огненная полоска. Самая темная картина в экспозиции произвела на меня самое большое впечатление. Интересно, как создавалось эта работа?
– Это вы своим журналистским чутьем вычислили социальную составляющую живописи, а если быть точнее – тему экологии, нашего отношения к природе. Я писал эту работу на Байкале летом 2012 года, когда с Ольхона было видно, как полыхает лес на другом берегу. Я застал момент разгорающегося пожара. По такие впечатления от увиденного можно сказать – страшно красиво. Больше страшно, конечно. Той же ночью стал делать наброски. Те лесные пожары, как и в нынешнем году, тоже никто особо не тушил. Люди задыхались от дыма, а животные и птицы умирали в огне. У меня целый цикл таких картин, объединенных темой защиты окружающей среды от человеческого варварства.
– Александр Анатольевич, с каким чувством покидаете Ангарск? Что даст вам учеба в Российской академии художеств?
– В наш век гаджетов и Интернета расстояния перестали иметь значение. Мы всегда на связи, общаемся с родными, друзьями, выпускниками когда хотим и когда удобно, видим, слышим и читаем друг друга постоянно. Так что нет чувства, что расстаюсь надолго с чем-то или кем-то. Тем более еду недалеко – буду нередко приезжать в Ангарск. Вот сейчас планирую плэнер в Аршане. Что касается учебы, то передо мной стоит задача создать какой-то интересный творческий проект. Сейчас размышляю над его темой и масштабом. Думаю, что в основе будет байкальская тематика с национальным колоритом. А вообще учебу в Сибирском филиале РАХ считаю для себя чем-то вроде творческих каникул – будет время подумать, попланировать, решить, в каком направлении двигаться дальше. Осталось немало нереализованных творческих задумок – поработаю над ними. Только не спрашивайте, вернусь ли я в Ангарск! Жизнь как картина: пишешь одно, а получается иногда нечто совершенно иное.