Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Еще год назад молодой ангарчанин Артём Цыганов не представлял, как можно путешествовать за границей без туристической путевки, и слабо знал географические особенности Кавказа. А нынешним летом он просто вышел на трассу за городом, встал недалеко от виадука, поднял большой палец вверх и сел в первую остановившуюся машину, чтобы умчаться через всю страну в Крым. За два месяца он преодолел автостопом более 11 тысяч километров, пересек три границы и хранит в своем телефоне кадры этого невероятного приключения. Мы заглянули в галерею его мобильника и попросили рассказать о секретах безопасного и увлекательного автостопа.
– Артём, для начала расскажи немного о себе. Кто ты по специальности, чем увлекаешься, как зарабатываешь на жизнь?
– Мне 22 года, живу в Ангарске. С детства занимался бальными танцами, хотел стать тренером по хореографии. И это мне почти удалось – я получил специальность «педагог дополнительного образования». Даже некоторое время поработал в школе с детьми. Но сейчас устроился на работу не по специальности.
– А как учителю танцев пришла в голову мысль путешествовать по миру на попутках?
– Все началось… с хоккея. Ангарск – хоккейный город, каждый третий у нас любит этот вид спорта и болеет за своих. Вот и я такой же любитель. Однажды на игре «Ермака» познакомился с болельщиками команды «Сокол», которые пригласили меня к себе в Красноярск. Ну я и съездил к ним на пару дней – провел в Красноярске сумасшедше интересные выходные и вдруг осознал, что далекое не является недоступным, надо лишь сильно захотеть – и можно оказаться в любом месте. Стал много читать о доступных бюджетных путешествиях, узнал об интернет-сообществе «Гильдия мастеров автостопа», увлекся их обсуждениями странствий и загорелся желанием попробовать свои силы в автостопе.
– Какой маршрут выбрал для первого путешествия автостопом?
– Решил держать путь в Крым. Правда, изначально планировал доехать до своих родных в Краснодаре. Готовился к путешествию основательно, с учетом интернет-советов опытных автостопщиков. Сейчас, конечно, понимаю, что нет ничего ценнее собственного опыта. Но тогда мне и такие подсказки очень помогли при выборе экипировки и сбора «начинки» рюкзака. Взял палатку, спальник, теплые и сменные вещи, российский и заграничный паспорта, немного наличных и банковскую карту. Кстати, за всё время потратил 12 тысяч рублей – исключительно на еду и воду. Иногда платил за ночлег в хостелах. За дорогу не заплатил ни рубля.
1 июля, в понедельник, вышел за город и… простоял возле виадука около полутора часов. Долго никто не останавливался. Сейчас я понимаю, что просто выбрал неудачное место, а в тот момент такие сомнения меня одолели – даже подумалось, не бросить ли эту затею и не пошагать ли домой. И тут как раз возле меня тормознула машина. Первая попутка довезла меня до поселка на берегу Белой Усольского района. Уже в дороге я понял, что вскоре меня ждут проблемы – как раз в это время наводнение наделало немало бед в Тулуне и Нижнеудинске, федеральную трассу закрыли, и пришлось объезжать разрушенный стихией район по железной дороге. Тогда там ходила бесплатная электричка. Но и после зоны затопления продолжать путь было непросто – дорога была практически пустая, 3-4 машины за час мимо проезжали. Люди, зная о закрытии федеральной трассы, отменяли поездки. Однако я решил не отступать – стопил до победного. В итоге продвигался вперед короткими дистанциями – от деревни до деревни на машинах местных жителей. На выезде из Иркутской области меня подобрала женщина-водитель. Я удивился, что она не побоялась взять парня. В салоне были ее дети. С ними я доехал до Красноярска. Денек побыл у знакомых и вновь вышел на дорогу. Новосибирск, Омск, Курган, Самара, Сызрань… Города мелькали, как фотографии в альбоме. Удалось побывать в Казахстане – водитель из Омска взял меня с условием, что буду с ним разговаривать всю дорогу. Кстати, так желают многие, долго находящиеся в дороге и боящиеся уснуть за рулем.
Сидишь рядом с ними на пассажирском сиденье и болтаешь без умолку. О чем? Чаще всего о политике. Дальнобойщики всё больше о девушках говорят, анекдоты травят. Кстати, этот водитель, ехавший в Казахстан, сказал, что у них в стране многие не очень положительно приняли новость о переименовании Астаны в Нур-Султан. Казахи видят в этом политическую подоплеку. Лично мне было интересно общаться с людьми – легко находил темы для общения. Только пару раз чуть сам не уснул от усталости и недосыпа. Но делать этого категорически нельзя! Вид спящего рядом человека провоцирует водителя на сон, глаза слипаются сами собой. Очень опасное состояние за рулем!
– А где ты спал? И сколько часов на сон тратит автостопщик?
– Я отдыхал в своей палатке – 3-4 часа в сутки достаточно. Ставил ее рядом с местом отдыха дальнобойщиков или недалеко от заправки. Первый «причал» является безопасным – ты находишься под присмотром группы сильных и дружных мужчин. Дальнобойщики в дороге образуют негласное братство – своих никогда не бросят в беде. Правда, чужаков не очень жалуют – опасаются, что могут слить топливо или повредить груз. Но если при знакомстве ты вызываешь у них доверие, то можешь смело располагаться на ночлег рядом – в случае неприятности они выручат. Ну а заправки удобны возможностью купить продукты, воду и сигареты. Возле них светло ночью. Иногда приехавшие заправить машину водители, видя путешественника в палатке, сами предлагают подбросить по пути. В хостелах тоже несколько раз останавливался – была необходимость помыться и постирать вещи. Телефон заряжал там же, но чаще в салоне машин.
– Артём, а что-нибудь для защиты у тебя было – шокер или кастет?
– Нет, только туристический нож. Но его я использовал по прямому назначению – для открывания консервных банок или нарезки хлеба! Автостоп, конечно, считается небезопасным способом путешествия. Надо всегда быть начеку. Оценивать ситуацию и в ходе разговора с водителем пытаться понять, что может быть на уме у человека. Форумы автостопщиков полны историй на эту тему – опытные путешественники рассказывают, в каких переделках им довелось побывать и каким образом они вышли из ситуации. Девушки часто пишут о сексуальных домогательствах со стороны водителей. Да, это имеет место. Причем даже автостопщики-парни не застрахованы от подобных притязаний. На дороге ведь можно встретить кого угодно… При первых же намеках нужно найти повод и место (заправка, деревня, пост ДПС), чтобы покинуть машину. Кстати, сотрудники полиции часто не лучшие защитники путешественников. Почему-то в автостопщиках они видят источник неприятностей. Я где-то под Саратовом решил у полицейских спросить дорогу, так они в ответ потребовали показать документы и содержимое рюкзака. Как я понял, искали наркотики. Не найдя ничего подозрительного, указали путь.
– Какие-нибудь интересные попутчики встречались тебе в дороге?
– Конечно! Под Тулуном меня подвозил министр имущественных отношений, возле Самары – помощник депутата Государственной Думы от ЛДПР. На подъезде к Саратову встретилась группа байкеров, которые тоже ехали в Краснодарский край. Дружные ребята, веселые, мы с ними потом еще дважды встречались на трассе в разных местах. Между Красноярском и Новосибирском возле меня остановилась машина, я сел и только тогда увидел, что у водителя, молодого парня, нет кистей обеих рук. Он сказал, что лишился их после электротравмы на работе. Инвалидом он себя при этом не чувствует, старается всё делать сам, не жаловаться на судьбу. Очень позитивный парень! И машину водит отлично – умело, аккуратно. Хотя руль держит локтями. Вообще дорога была полна интересных знакомств с интересными людьми, со многими обменялись номерами телефонов и профилями в соцсетях. Теперь общаемся. Некоторые подвозившие меня водители потом в Инстаграме следили за дальнейшим моим передвижением.
– Знаю, что во время этого путешествия тебе самому пришлось посидеть за рулем…
– Да, и очень жалею об этом. Это уже недалеко от Краснодара было – километров за 400-500. Сел в машину к двум армянам, которые плохо ориентировались на местности. Я для них что-то типа навигатора был – благо сотовый телефон позволяет. На каком-то этапе они решили съехать с федеральные трасы, чтобы сократить путь по местной дороге, и мы немого заплутали. Выбраться было не проблемой, но мои водители устали и попросили меня порулить. Прав у меня нет, но водить умею. Я согласился, потому что дорога была пустая. Машин на ней не было, а вот патруль ДПС попался… Мне махнули жезлом, я проехал чуть подальше и остановился. Быстро разбудил водителя, и мы успели поменяться с ним местами. Пока он показывал документы полицейскому, я сидел и думал, что больше так не сделаю. Если бы мы попались, то ничем хорошим для меня лично это бы не закончилось.
– Артём, а через сколько дней ты прибыл в конечную точку своего путешествия?
– В Краснодаре у родных я был 13 июля. Если бы не гостил у друзей в Красноярске и Новосибирске да не заехал ради интереса в Казахстан, был бы на пять дней раньше. В принципе, нормальный темп движения автостопом. Но Краснодар не стал окончанием путешествия. Около двух недель я отдыхал – съездил в Крым, накупался, наелся фруктов, восстановил силы и опять собрался в дорогу – не в обратный путь домой, а в новое приключение. На одном из форумов в интернете познакомился с девушкой из Беларуси, которая хотела отправиться в свое первое путешествие автостопом из Москвы в Стамбул и искала попутчиков. Я решил составить ей компанию. Доехал также на перекладных до Москвы, там мы встретились с Александрой и стали держать путь в Турцию. Решили, что машины будет останавливать она – возле девушек водители чаще останавливаются. Сразу договорились, что фуры не стопим, вряд ли в кабине дальнобойщиков найдется место для двух спутников. Но первая же остановившаяся возле Саши машина была фурой – причем с иностранными номерами. Оказалось, что за рулем был гражданин Ирана, он вез груз домой. И это тоже было его первое путешествие по нашей стране. Хумаюм практически не знал русского, мог сказать лишь несколько слов. Но за время нашего совместного путешествия до Турции значительно пополнил словарный запас и даже научился разговаривать с останавливавшими его то и дело транспортниками и полицейскими. Однажды я его спас от штрафа в 5 тысяч. Он ничего не нарушил, но проверяющие откровенно обсуждали, что бы такого придумать, чтобы взять с него эти деньги. Они думали, что и мы с Сашей иранцы. Я вышел, спросил их, какие проблемы у нас, они внимательно посмотрели на меня. Видимо, поняли, что я слышал их разговор. И отпустили нашу фуру с миром. Второй раз я пригодился Хумаюму при прохождении грузинско-турецкой границы. У водителя не оказалось какой-то таможенной бумаги на груз, и я по-английски объяснил турецким пограничникам, что нам нужно по интернету сделать запрос в Иран. В итоге всё получилось. Саша с нами в Турцию не поехала, она решила выйти в Грузии – ей надо было в Боржом. Честно говоря, я даже был рад этому. Для себя сделал вывод, что путешествовать одному спокойнее – не надо подстраиваться под партнера, нести за него ответственность. Оказалось, что Саша не предупредила о путешествии своих родных. Как-то по дороге связалась с ними – и всё. Они потеряли ее, звонили мне, даже вышли на моих родных, хотели уже писать заявление о ее пропаже. В общем, подобные попутчики – это лишние хлопоты. А вот моя мама знала, где я и что делаю, – мы договорились, что каждое утро я буду писать ей в мессенджере свои новости.
– Понравилась тебе Турция?
– Сложно сказать. Стамбул был Сашиной целью путешествия, до которой она так и не доехала. А я ради интереса с ней хотел проехать, в итоге довелось побывать не в туристических местах – Артвин, Борчка, Хопа. Обратил внимание, что на их дорогах много военных. Они контролируют передвижение иностранцев из Ливии, Сирии, Грузии. Российский путешественник их не интересовал. Даже документы показать ни разу не попросили. Однажды военные на блок-посту спросили: «Рус?» Я кивнул, и мне помахали рукой на прощанье. Поглазел на виды из окна машины – ландшафт очень изменчив. С Хумаюмом мы попрощались практически сразу при въезде в Турцию. Он звал меня с собой в Иран, но мне хотелось вернуться в Грузию, которую я проехал по касательной за несколько часов. И через два дня, 2 августа, уже был в Батуми. Решил остановиться недалеко от набережной – долго смотрел на группу грузинских байкеров, которые встали там лагерем. В итоге поставил там же свою палатку и… попал в центр отличной гостеприимной компании. Меня тут же усадили за стол, стали угощать национальными блюдами, хорошим вином. Ребята оказались замечательными, очень дружелюбными. Так совпало, что я оказался в Грузии в разгар широко освещаемого в прессе и ТВ международного конфликта. Отменили даже авиасообщение между нашими станами. Но лично я не сталкивался с проявлением агрессии со стороны местных. Наоборот, никого не смущало, что я из России, в считаные дни я оброс там хорошими знакомыми и друзьями. 8 августа у них в стране был День траура по погибшим в конфликте с Южной Осетией. И мне тоже никто ничего не сказал. Более того, 9 августа я гостил у своего нового знакомого в Тбилиси, который был участником тех военных событий. Классный парень, и семья у них хорошая. Приняли меня как родного. По его отношению я понял, что грузины четко делят политику и жизнь обычных людей. Пока политики спорят и что-то делят, люди продолжают дружить. Вообще Грузия мне понравилась – очень красивая, благоустроенная страна, утопающая в цветах и улыбках. Думал, пробуду там 2-3 дня, а в итоге провел больше недели и уезжать не хотел. Мечтаю вернуться в те края, чтобы побольше поколесить по грузинским дорогам.
Обратно домой тоже планировал добираться автостопом, но семейные обстоятельства вынудили приехать быстрее – на поезде. В Ангарск вернулся 26 августа. В общей сложности я исколесил по дорогам России, Казахстана, Турции и Грузии 11 600 километров (не считая железнодорожного пути). Из них 250-300 километров – на своих ногах. Я с самого начала решил долго не стоять в ожидании попуток: не останавливаются машины – иду пешком. Лучше двигаться, чем стоять в ожидании. Активных путешественников чаще подбирают. Это один из секретов успешного и безопасного автостопа, которыми вы просили поделиться. Еще я понял, что надо одеваться поярче. Оранжевую куртку на дороге видно издалека, а вот путника в зеленом водители могут и не заметить. Не стоит надевать кепку и темные очки – принимая решение, остановиться или нет, водителю нужно видеть лицо голосующего. Именно поэтому иногда можно двигаться спиной вперед, а лицом к машинам. Еще совет – не следует ставить рюкзак на землю. Лучше держать его (даже очень тяжелый!) в руках или за спиной. Поставленный на землю, он воспринимается водителями как грязный, способный испачкать машину.
– Артём, сейчас, находясь дома, ты уже можешь честно сказать, что тобой двигало в желании путешествовать автостопом – отсутствие денег на стандартный, комфортный вид путешествия или жажда новых впечатлений?
– Изначально, конечно, привлекла бюджетная сторона вопроса. Хотя можно было со временем накопить денег на поезд или самолет. Но это банально! Я уже так ездил на российские и зарубежные курорты. Автостоп – это увлекательная авантюра, возможность увидеть и узнать много нового, познакомиться с интересными людьми, испытать себя. И это очень затягивает! Когда казахские таможенники и саратовские полицейские шерстили мой рюкзак в поисках наркотиков, мне хотелось им сказать: «Не там ищете, ребята! Наркотик у меня в сердце – жажда путешествий называется». Однажды попробовав этот вид приключений, хочется вновь и вновь встать «на колеса». В ближайшее время планирую побывать в Монголии. А в мечтах – кругосветка! Буквально на днях знакомый из Красноярска отправился в такое путешествие по планете автостопом. Буду следить за его передвижением в интернете и мысленно просчитывать свой вариант.