Рубрика
Ангарск и Ангарчане
В минувшее воскресенье не стало Виктора Шопена. Ушел из жизни человек-легенда Ангарска, товарищ из «новокшеновской гвардии», поднимавший электролизный комбинат. Виктору Пантелеймоновичу было 87 лет, 60 из которых он посвятил Ангарску, а 47 – АЭХК. Он был третьим директором атомного комбината и до последнего переживал за его судьбу.
Он приехал сюда в 1960 году – на преддипломную практику по направлению Московского инженерно-физического института. В столицу на учебу Шопен прибыл из родного Днепродзержинска (кстати, аттестат об окончании школы у Виктора Пантелеймоновича на двух языках – украинском и русском). Изначально в планах была учеба в энергетическом институте имени Молотова, но поступить удалось в МИФИ. После окончания вуза он сам выбрал АЭХК местом своей работы, хотя предлагали работу и в Москве, и на родине – в Восточной Украине. Но практика на ангарском комбинате и личное общение в Виктором Новокшеновым породили желание развивать атомную промышленность в Сибири. Вот как сам Виктор Пантелеймонович говорил о том времени: «Когда в 1954 году приняли решение начать строительство АЭХК, здесь, под Ангарском, было чистое поле. Но у людей в то время был такой энтузиазм, что уже через три года, в 1957 году, комбинат, возведенный на пустом месте, выдал первую продукцию. Просто народ с Великой Отечественной войны с тем же настроем пошел на войну мирную. И терпел лишения во имя будущего, от многого отказывался. Люди думающие понимали – после Великой Отечественной войны нашу страну уже мысленно колонизировали бывшие союзники. Нам был необходим ядерный щит для того, чтобы не было новой войны с ее ужасами. Поэтому все специалисты приезжали на комбинат сами, ехали для строительства своего будущего, для созидания новой жизни. Что касается инженерного состава, то специалистов хватало. Ведь в начале шестидесятых профессия физика вообще, и физика-ядерщика в частности, была самой модной. Молодые ребята толпами шли в институты на технические специальности.
Искали толковых рабочих – и бывших военных механиков, и людей без особого образования, но с золотыми руками. Устроиться на комбинат в то время было не так сложно – кадры требовались. Но удержаться здесь могли не все: многих удивляло, что нельзя употреблять спиртное, по территории между цехами разгуливать, говорить, где работаешь, что выпускаешь. Слова «уран», «фтор» вообще были под запретом. А сам комбинат, если ангарчане помнят, назывался «почтовый ящик 79». Работникам предлагали хорошую заработную плату, жилье, достойный отдых. Но все равно некоторые не выдерживали – уходили. А те, кто оставался, работали до последнего».
Работал и Шопен. Сначала слесарем (так записывали практикантов), потом технологом. В 1964 году он был уже сменным директором разделительного завода. И однажды, будучи 26-летним руководителем, единолично принял решение об остановке всего производственного цикла ради предотвращения аварийной ситуации. В причинах этого разбиралась московская комиссия. Остановка оборонного предприятия – чрезвычайное происшествие! Если бы усмотрели вину руководителя, то могли и посадить. Но члены комиссии вынесли другой вердикт. И Шопен вновь приступил к своим обязанностям.
В 1994 году Виктор Пантелеймонович сменил на посту директора АЭХК Юрия Тихомолова, а по сути стал преемником Новокшенова. Это была нелегкая задача. Основатель АЭХК делал все возможное и невозможное, чтобы комбинат рос во всех смыслах слова, прежде всего – в своем техническом развитии. В 1981 году Виктор Новокшенов принял судьбоносное решение о переходе на центрифужную технологию. Путем испытаний ангарчане доказали Москве перспективность этого направления в 1983 году, когда был начат демонтаж диффузионного оборудования в корпусе 801. Полный переход на новую технологию осуществил уже Шопен. Это спасло в 90-е годы АЭХК от разорения, которое было бы неизбежно из-за затрат на энергию – их требовало старое производство. Шопену вообще достался очень сложный период руководства предприятием – когда всё вокруг рушилось, он спасал и удерживал. В одном из интервью он потом скажет: «До 1987 года происходило постоянное развитие. В этом была личная заслуга Виктора Федоровича. Поэтому мы пытались сохранить эту статистику, но не вышло. Может, я повторюсь, но за время управления Новокшеновым разделительный завод на тех же площадях увеличил мощность в два раза, а химический – в четыре. Виктор Федорович поставил такую планку, удерживать которую было очень тяжело. Без развития не будет прогресса, учил он. И как только вы останавливаетесь, значит, катитесь вниз. Это закон жизни».
Этот закон Виктор Шопен применял и за пределами комбината. Выйдя на пенсию, он стал вести активную общественно-политическую деятельность. С 2008 года он дважды избирался в Общественную палату Ангарского городского округа и трижды – в Законодательное собрание Иркутской области.
Экс-директор АЭХК, почетный гражданин города Ангарска, Заслуженный технолог РФ, кавалер ордена «Знак Почета», лауреат премии Совета министров СССР, в 2008 году награжден Почетной грамотой за подписью Владимира Путина «За личный вклад в развитие атомной отрасли». 22 сентября сердце Виктора Шопена остановилось. Ушел человек-эпоха, и вместе с ним – часть прошлого Ангарска.