В 2013 году в Жилищный кодекс были внесены изменения, ознаменовавшие собой новую эпоху в жизни собственников квартир, – началась эра капитального ремонта. Но напрасно многие надеялись, что всё будет происходить так же, как в старые добрые советские времена, когда жильцов переселяли в маневренный фонд, а дом в это время полностью перетряхивали: ставили новые трубы, меняли полы и батареи, стелили кровлю и белили фасад.
Оказалось, ничего подобного – дома будут ремонтироваться без выселения живущих в них людей. И ремонта еще дождаться надо, а деньги за него следует перечислять уже сейчас. По данным администрации Ангарского городского округа, ежемесячно ангарчане перечисляют в Фонд капитального ремонта около 33 миллионов рублей. А что получили за свои деньги те, у кого ремонт уже начался или даже закончился? Это выясняли активисты Общероссийского народного фронта Сергей Батукаев и Сергей Астафьев, члены регионального штаба ОНФ в Иркутской области.
76 квартал, дом №1
Здесь мы увидели большую редкость по нашим временам: и жильцы, и жилищная компания ООО «ТРЭК» выступают единым фронтом с требованием работников подрядчика от Фонда капитального ремонта в подвал не впускать! В чем причина, объясняла Надежда Названова, председатель совета дома.
– Это не капремонт, а одно название! Специалисты фонда отработали спустя рукава, не подготовив и не представив нам необходимых документов. По плану у нас должны были заменить оборудование системы теплоснабжения, электроснабжения и отремонтировать подвальное помещение. По факту же оказалось, что ремонт подвала сведется только к ремонту помещения теплового узла. А остальное кто будет делать: менять подвальные окна, ремонтировать отмостку и приямки? Если бы мы оставили всё как есть, то подрядчик отчитался бы «наверх», что ремонт подвала у нас проведен, а по факту всё осталось бы как было. Дальше: на ремонт системы электроснабжения до сих пор не найден подрядчик, хотя деньги заложены весьма приличные – больше 6 миллионов рублей! И еще: у нас нет графической части проекта проведения ремонта в нашем доме – как без неё принимать работы? Откуда мы знаем, что и где должно быть сделано? Нет уж, пусть сначала приведут документы в порядок, включат в смету всё необходимое, и только потом мы допустим подрядчика в свой подвал, – обрисовала суть своих претензий Надежда Васильевна.
И добавила, что ее очень возмутил тот факт, что вся информация и сметы на капремонт дома почему-то приходят только в управляющую компанию, а жильцы при этом остаются в абсолютном неведении относительно того, как и в какие сроки будет идти капремонт в их доме и что конкретно будет сделано.
А ведь это очень важный момент – у собственников квартир после получения оповещения от Фонда капитального ремонта есть всего три месяца, чтобы провести общее собрание и решить, какие работы и на какую сумму нужно провести в их доме. И тут многое зависит от добросовестности управляющей компании, которая решает, делиться с жильцами полученной информаций или нет. Ведь на самом деле не всем управляющим компаниям это выгодно: а вдруг активные собственники начнут их теребить, требовать помощи и контроля? Так что многие УК действуют по принципу «меньше знаешь – крепче спишь». А по закону если такое решение жильцами не принято, то за них его принимает управление по капитальному строительству, ЖКХ, транспорту и связи администрации АГО. По словам Сергея Ознобихина, специалиста отдела мониторинга Фонда капитального ремонта Иркутской области в Ангарске, 90% (!) работ по капитальному ремонту домов выполняется по решению администрации! Что из этого получается – мы уже видим.
По поводу сложившейся ситуации Сергей Юрьевич пояснил:
– На 2019 год по этому адресу было запланировано два вида работ – замена системы теплоснабжения и ремонт подвальных помещений. Отопление мы уже подключили, а что касается недопуска подрядчика в подвальные помещения, то после совещания мне видится такой путь решения: переносить ремонт на 2020 год с корректировкой сметы. Однако для этого жильцы должны провести общее собрание, принять на нём соответствующее решение и представить его нам.
Хорошо, ситуацию «разрулили». Но тут напрашивается логичный вопрос к Фонду капремонта: неужели нельзя было сразу составить нормальную смету, включающую все работы, чтобы несколько раз к одному и тому же не возвращаться? Тогда старшей по дому не пришлось бы бегать с бумажками на голосование – ведь ей, в отличие от специалистов из Фонда капремонта, за это ни копейки не заплатят. Всё на общественных началах.
– У нас слишком большой объем работ, много домов, по которым нужно составить проектно-сметную документацию, поэтому мы не можем каждому уделить достаточного внимания, – объяснял Сергей Юрьевич.
Вот это номер! А ведь на ремонт тратятся деньги собственников квартир, и делается он с расчетом на следующие тридцать лет. Но на деле получается так, что без выезда на место, без уведомления жильцов и без выяснения, что всё-таки нужно отремонтировать в конкретном доме в первую очередь, берутся типовые проекты и сразу пачкой составляются сметы. Пипл схавает?
И даже сейчас, в период составления плана ремонта домов на следующий год, вы не найдете на сайте Фонда капремонта ни смет, ни других документов. Лишь несколько общих строк в уведомлении о предстоящем капремонте и общая миллионная сумма. Как догадаться, как узнать, на что именно будут потрачены наши деньги? Тайна за семью печатями.
1 квартал, дом №27
Историю этого дома мы не раз освещали на страницах нашей газеты – ему «повезло» попасть в самую первую волну капремонта. И вот уже четвертый год он не может здесь закончиться.
Павел Цимбал, старший по дому, сразу от входа начал перечислять:
– Фасад, покрашенный в один слой, так и не перекрасили, покрытие уже пошло трещинами, скоро начнет осыпаться. Лампочки в подъезде мы уже вкрутили свои, переделали проводку – они у нас теперь хоть подольше горят. Когда работники подрядной организации меняли электропроводку, умудрились сжечь два электросчетчика. Под новую, установленную в рамках капремонта батарею ведро подставляем – за ночь половина набегает. Еще одна батарея тоже в ржавых потеках – это же ненормально! Когда окна меняли, подоконники и откосы оставили старые. Столько раз ко мне приезжали представители Фонда капремонта, администрации АГО, обещали всё исправить, а воз и ныне там. А когда я отказался подписывать документы о приемке работ, некоторые подписали за меня. Не подписал я и сметы, потому что там солидные приписки по материалам!
Но самый «цимес» ждал проверяющих от ОНФ в подвале: из теплового узла ручьем текла вода и уходила в песок.
– Разве у вас нет общедомового счетчика? В двухэтажных домах они не предусмотрены и за отопление вы платите по нормативу? Ну, тогда понятно, почему никто не шевелится, чтобы ликвидировать течь, – посочувствовал Сергей Батукаев.
Интересно, а как управляющая компания сдала перед отопительным сезоном такой тепловой узел «Иркутскэнергосбыту»? Кто подписал акт приемки?
– А ведь нам незадолго до капремонта управляющая компания заменила тепловой узел, оставалось только две задвижки заменить. Нет, его переделали и поставили что попало! Смотрите сами – у них даже схемы его не было. Прораб подрядчика от руки на тетрадном листочке нарисовала схему, по ней и собирали,– возмущался Павел Цымбал.
Мужчине самому пришлось придумывать крепления для новой канализационной трубы из подручных средств – ведь подрядная организация ее закрепила, что называется, «на соплях».
Но хуже всего, что с 2017 года жильцы живут практически со вскрытыми полами – дело в том, что система отопления у них проходит под полом, и, чтобы до нее добираться, установлены специальные люки. Ну а поскольку работы приходится постоянно доделывать и переделывать, то эти люки почти всегда стоят открытыми.
Сергею Ознобихину от увиденного даже пришлось присесть. Взявшись за ручку, он по пунктам стал записывать претензии старшего по дому, сказав, что впервые слышит о сложившейся ситуации. Остается надеяться, что хотя бы после этого визита зависший капремонт сдвинется с мертвой точки.
211 квартал, дом №1
Здесь нас тоже встречали мужчины – всё-таки здорово, когда сильный пол берется за руководство домом.
– Мы даже не знали, что у нас в доме будет капремонт. Узнали, только когда у нас начали красить фасад. Покрасили, но так как у нас из-за неработающей системы водостоков постоянно течет крыша, то поверхность фасада наверху покрыта грибком – вот, на фото видно. Но эти пятна просто замазали краской, а это значит, что скоро грибок опять проявится. Ремонтировать же кровлю нам отказались, заявив, что лет двадцать назад это сделала управляющая компания. Срок эксплуатации кровли считается 30 лет, а потому шиш нам, а не ремонт, – рассказывал Михаил Добрышкин, старший по дому. – А еще у нас очень интересно установили новые окна: в четырех подъездах из шести. Столько, оказывается, было заложено в смету. Мы добились – нам доустановили окна еще в двух подъездах, но такое ощущение, что делали это, не сняв размеры: щели между окном и проемом в несколько сантиметров! Значит, окна будут запотевать, а откосы – промерзать. Кстати, откосы тоже до сих пор не доделали. В нескольких подъездах заменили хорошие поликарбонатные козырьки на металлопрофильные. Установили их криво, закрепили плохо. При этом сделали неправильный уклон – упавшие сосульки будут рикошетить в людей и машины. Я жил в доме с такими козырьками – мы боялись из-под них выходить.
Большие претензии у Михаила Александровича и к ремонту цоколя. В смете было заложено 20 метров вместо 200. Ладно, цоколь всё-таки сделали полностью, но так, что руки бы «мастерам» оторвать. С отмосткой и вовсе смешно получилось – ее установили, перекрыв подвальные окна, которые, кстати, не поменяли. Также не отремонтировали приямки у них.
Созвонившись с куратором дома, Ознобихин ответил Добрышкину, что пока Фондом капитального ремонта дом не принят, замечания по выполненным работам учтены, подрядчика – ФСК «Милана» – обяжут устранить недоделки и эту подрядную организацию, скорее всего, внесут в реестр недобросовестных подрядчиков. (Как будто им это помешает переименоваться и снова заявиться на конкурс! – авт.)
179 квартал, дом №2
Здесь встретившие нас жильцы жаловались на то, что капитального ремонта в своем доме... не увидели. Вроде и был он, однако где? И что при этом сделано?
– В подвале и на чердаке меняли трубы, установили новые батареи и окна. На этом капремонт закончился. А где замена кровли, которая течет? Где покраска фасада, по которому идут трещины? Звонила в Фонд капремонта, а мне ответили, что работы в нашем доме закончены, – жаловалась Тамара Щетская, старшая по дому.
Сергей Батукаев объяснил, что в связи с изменениями в Жилищном кодексе теперь капитальный ремонт можно делать частями, и он может растягиваться на несколько лет.
***
Честно говоря, после увиденного вывод напрашивается только один: такого ремонта не то что за деньги – даром не надо! Единственный выход из замкнутого круга – это создание ТСН и перевод денег на спецсчет, чтобы общим собранием жильцов принимать решение о том, что нужно отремонтировать в первую очередь, какого подрядчика нанимать, и, главное, чтобы самим иметь право контролировать сроки и качество производимых работ. А иначе добра не видать.