5 октября в библиотеке имени Леонида Беспрозванного, в малой литературной гостиной, состоялась встреча, посвящённая творчеству Иннокентия Новокрещённых. Говорили не о биографии (о ней, кому надо, можно узнать из различных бумажных, электронных источников), а о том, каким человеком и поэтом был Иннокентий Фёдорович, и, конечно, читали много его стихов.
Постоянная, профессиональная, неподражаемая ведущая Ольга Тирских пояснила: «Встреча открывает цикл, посвящённый нашим мастерам слова, чьи строки, «Серебряные строки» – так мы решили назвать цикл, – останутся в золотом фонде ангарской литературы. Идею предложила Татьяна Стрельникова, идея нам понравилась, и, обсудив её на разных уровнях, мы решили проводить такие встречи в первую субботу каждого месяца, в 15 часов. Будут звучать стихи, проза, воспоминания – будет жива память!»
Владимир Сазонов из личной огромной фильмотеки «нарезал» фильм об Иннокентии Фёдоровиче длиною в 25 минут. Сначала это вызвало легкое недоумение: зачем так долго? А на экране живой Иннокентий Фёдорович в домашней обстановке среди друзей-литераторов непоучительно размышлял о значении поэзии, эмоционально рассказывал о перипетиях своего стихотворения «Богиня», которое Валерий Алексеев вообще «зарубил» и которое на всесоюзном конкурсе принесло автору звание лауреата. Иннокентий Фёдорович шутил, говорил комплименты женщинам, рассказывал анекдоты… 25 минут пролетели так незаметно, что все удивились: «Уже? Так мало?» Фильм вернул всех, кто был в разное время рядом с Иннокентием Фёдоровичем, в наполненные горением души творческие года, которыми жил Ангарск. Во времена Иннокентия Фёдоровича и в его дела.
Татьяна Шляпнёва, заслуженная актриса театра «Чудак», с упоением вспомнила годы работы активных, задорных агитбригад, которые без участия Кеши (прости нас, Иннокентий Фёдорович, за фамильярность, но ты в сердцах тех, кто тебя знал, уважал, остался Кешей) такого успеха везде и всюду в Иркутской области не имели бы – не одно первое место заслужили они благодаря песням на стихи Иннокентия Новокрещённых и благодаря полноценным сценариям, целиком написанным его же стихами.
Ольга Тирских напомнила, что Иннокентий Фёдорович был не только профессионалом в мастерстве поэтического, прозаического слова и переводов, но и единственным в Ангарске писателем (правда, без обозначения в трудовой книжке). В 1966 году он уволился с комбината и посвятил себя писательству. Публиковался в центральных, местных и региональных газетах, журналах, коллективных поэтических сборниках, ездил в командировки по стране. Приезжал он и в Приаргунск в 1976 году, когда там служил Валерий Дмитриевский.
Вот несколько строчек из письма Андрея Румянцева Татьяне Стрельниковой: «В 1962 году, уже работая журналистом в Улан-Удэ, я прочитал в «Комсомолке» подборку стихов Новокрещенных. Тогда он занял призовое место в поэтическом конкурсе, который вела на своих страницах эта газета. Я порадовался: «Знай наших!»
Некоторое время спустя меня направили работать редактором газеты в старообрядческий Мухоршибирский район Бурятии. И вот однажды летом Кеша ехал из Улан-Удэ на попутке в родной Бичурский район. Он высадился на полпути, в Мухоршибири, и нашел меня в редакции. Пошли ко мне домой на обед. В застолье вспоминали иркутских и ангарских друзей, читали свои стихи.
У нас с ним было много общего. Один крупный поэт сказал, что в настоящих стихах дышит почва и судьба. Кеша никогда не «красовался» в своих стихах, не пытался выглядеть в них «покрасивше», подпустить ложного пафоса, подсочинить что-то в своей биографии. Как живешь, чем мучаешься, что радует и огорчает тебя – о том и пишешь. Такими правилами он руководствовался в творчестве.
В начале 1990 года я переехал с семьей в Иркутск…
Я часто бывал у Иннокентия Федоровича на занятиях литературного объединения. В двухтысячных годах присутствовал на его юбилее в Ангарске, на торжестве в его доме. Кеша не изменился за десятилетия: и с давними коллегами, и с молодыми авторами общался с сердечной теплотой, раздумчиво и мудро. Его воспитанники из литобъединения составили добрую половину двух творческих семинаров студентов-заочников Литинститута имени Горького, которые мы с Валентином Григорьевичем Распутиным вели в Иркутске. Все ребята прекрасно учились, некоторые из них давно уже стали членами Союза писателей России».
И как тут не вспомнить, что на юбилейном вечере, посвящённом восьмидесятилетию Иннокентия Новокрещённых, Татьяна Ясникова сказала: «Место поэта №1 в Союзе писателей вакантно, и Вы, Иннокентий Фёдорович, вполне можете на него претендовать».
Символично, что встреча случилась в малой литературной гостиной библиотеки имени Беспрозванного. Уютная, с хорошей акустикой комната, обставленная предметами быта и книгами Леонида Владимировича, – словно часть его дома, где десятки лет два незаурядных человека, близких по духу, встречались, часами беседовали, заражали друг друга вдохновением, творческими идеями, планами. И не расходились, бывало, до утра. Вот и нам, оставшимся после двух часов разговоров об Иннокентии Новокрещённых, не хотелось расходиться, хотелось ещё немного побыть с ним, вспоминая «мгновения, пронзавшие песню» его.
Раиса Гаврилова, Людмила Хасина, Надежда Сычёва, Валентина Шергина,
члены ангарского литобъединения