Рубрика
Происшествия и криминал
Во вторник, 5 ноября, состоялось последнее судебное заседание по делу, наверное, самого знаменитого ангарского сантехника – Валерия Толстошеева, которого обвиняли по статье 238 УК РФ в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
По мнению следствия, Валерий Владимирович в августе 2017 года заменил пробку в батарее, а через полгода на ней случилась авария, в результате которой в хлынувшем кипятке погибли 2 пенсионера и домашние животные.
1 ноября Толстошеев должен был выступить в суде с последним словом. Он подготовился и написал речь на бумаге: «В первую очередь, хочу обратиться к потерпевшим: моя правовая позиция по непризнанию вины в совершении преступления не означает отсутствие у меня сочувствия к случившейся трагедии, я искренне вам сочувствую. Вместе с тем я уверяю вас, что не имею абсолютно никакого отношения к причинам данной аварии… При вынесении приговора прошу учесть отсутствие у меня судимости, положительные характеристики с места работы и места жительства, а также мои боевые заслуги перед Отечеством, мое семейное положение, наличие у меня на иждивении двух несовершеннолетних детей. Я являюсь единственным кормильцем семьи, так как супруга находится в отпуске по беременности и родам. Я не являюсь опасным для общества, не создаю угрозы ни для кого, нужен своей семье и родным».
Однако спазмы от переживаний сдавили мужчине горло, и он смог произнести только несколько фраз:
– Я считаю себя невиновным, потому что я качественно выполнил свою работу. Хочу напомнить суду, что у меня есть 2 маленьких ребёнка, которых содержу я. Снимаю квартиру, и мне не по себе от мысли о том, как они будут без меня, если мне дадут какой-то срок. Я не могу говорить об этом. Не могу, и всё.
На этом судебное заседание было закрыто, и вынесение приговора перенесено на 5 ноября. В мотивировочной части решения указано: «Суд полагает однозначно доказанным, что из батареи была выбита проходная пробка с шаровым краном, изъятая из квартиры. Экспертом установлено, что пробка имеет правую резьбу, а батарея левую. Специалисты, допрошенные в зале суда, говорили о невозможности таких соединений. Но эти суждения были основаны лишь на том, что в жизни никто из них не выполнял соединения таким способом. Таким образом это предположения.
Экспертом доказана возможность установки пробки с правосторонней резьбой в левостороннее отверстие. Судом обращено внимание, что герметичность при этом сохранялась. Исходя из этого, экспертом был сделан вывод, что авария могла произойти только в том случае, если потерпевший Бразаускас пытался самостоятельно устранить появившуюся течь. На месте аварии были обнаружены инструменты, газовые ключи, глухие пробки, подмотки.
Оценивая характер причинно-следственной связи между действиями подсудимого и наступившими последствиями в виде смерти двух лиц, суд приходит к следующим выводам: действия подсудимого по установке в радиатор ненадлежащей пробки с правосторонней резьбой не были единственной причиной трагедии. Непосредственно ближайшей причиной аварии являлись действия Бразаускаса, который самостоятельно предпринял действия по устранению течи на радиаторе, не дожидаясь прибытия сотрудников аварийной службы. Бразаускас и Бразаускене имели возможность покинуть квартиру, что предотвратило бы их смерть.
Суд приходит к твердому убеждению, что подсудимый не предвидел и не мог предвидеть, что в результате его действий возможно наступление смерти двух лиц. Представленные доказательства не позволяют сделать вывод, что подсудимый понимал, что отверстие радиатора и пробка имеют разные направления резьбы. По показаниям его напарника, свидетеля Колосова, ничего необычного при установке пробок в квартире Бразаускаса они не заметили. После установки пробок течи не было. Собственник квартиры также претензий к качеству работ не предъявлял».
В итоге суд пришел к выводу, что прямой умысел в действиях подсудимого не доказан. В то время как статья 238 УК РФ предусматривает наказание за умышленное выполнение работ ненадлежащего качества.
– Предъявленное подсудимому обвинение не содержит указания на какие-либо нормы и правила безопасности, нарушение которых повлекло тяжкие последствия. В связи с изложенным подсудимый подлежит оправданию в связи с отсутствием в его деяниях состава преступления. – закончил чтение приговора судья Дмитрий Стреляев.
Дочь погибших Татьяна Соболева-Бразаускене приговором осталась недовольна. Однако пользователи соцсетей, где была размещена, информация выразили бурное одобрение и поддержку бывшему обвиняемому.
Но, как оказалось, рано радовались. 5 ноября на официальном сайте следственного комитета Российской Федерации была размещена информация, что Александр Бастрыкин, глава СК РФ, дал ряд поручений и поставил на контроль в центральном аппарате СК России ход доследственных проверок по информации СМИ о нарушении прав граждан. И, в частности, поручил своим подчиненным ходатайствовать перед органами прокуратуры об обжаловании приговора, с которым не согласны родственники пенсионеров в Иркутской области, погибших в феврале 2018 года в собственной квартире из-за прорыва батареи.
Так что точку в этом деле ставить еще рано…