Рубрика
Ангарск и Ангарчане
…при условии поддержки Законодательного собрания Иркутской области
7 ноября состоялось внеочередное заседание Общественной палаты города. На повестке дня у представителей общественности Ангарска был один вопрос: инициатива мэра Ангарского округа по изменению нормативов налоговых отчислений в местный бюджет. Не нужно быть экономистом, чтобы просчитать, какую реальную выгоду каждому ангарчанину принесет принятие предложенной поправки в областной закон.
Что предлагается?
Речь идет о проекте по изменению Закона Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты», который Сергей Петров вынес на рассмотрение Законодательного собрания. Во-первых, предлагается увеличить норматив отчислений в бюджеты муниципальных районов от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – на 20%. В этом случаев общий норматив составит 50%. Во-вторых, по мнению руководителя нашего округа, необходимо увеличить нормативы отчислений в бюджеты городских округов, в частности от налога на доходы физических лиц – на 5%, на доходы от работающих у нас иностранных граждан – на 5%, от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, – на 20%. Эта инициатива принесет в бюджет Ангарска 365 миллионов рублей. И это не какие-то дополнительно привлеченные или выпрошенные у кого-то средства, а налоги ангарчан, деньги, заработанные и собранные в Ангарском округе, которые пойдут на благо нашей же территории. Общий объём инициативы – 3,5 миллиарда рублей по всем территориям. Понятно, что крупные территории получат больше, но и жителей в таких округах, как Иркутский, Братский, Ангарский, проживает больше. В Ангарске живет десятая часть населения Иркутской области. По сути, мы десятую часть от этой суммы и получим в случае положительного решения законодателей.
В настоящее время Ангарск входит в пятерку муниципалитетов области, которая не является дотационной, то есть существует на свои средства. Все остальные 37 остро нуждаются во вливаниях из областного бюджета. За 2018 год наш округ мобилизовал собственные доходы на общую сумму 34,7 миллиарда рублей, оставив при этом себе всего 2,1 миллиарда рублей. Всё остальное Ангарск направил во внебюджетные фонды (7,4 миллиарда рублей), в федеральный бюджет (18,6 миллиарда рублей), областной бюджет (6,6 миллиарда рублей). Таковы реалии существующего законодательства. Проблема же в том, что в ближайшее время и без того незначительная доля оставляемых в муниципальном бюджете средств может стать еще меньше.
Чем вызвана необходимость пересмотра налоговых отчислений в местный бюджет?
В свете грядущих изменений в бюджетном законодательстве ситуация с наполняемостью местного бюджета выглядит крайне неблагоприятной. Их негативный результат уже сейчас оказывает влияние на территорию. И в первую очередь – это оспаривание кадастровой стоимости земель, с которой начисляется налог на землю и размер арендной платы. 27 мая этого года Иркутский областной суд положительно рассмотрел исковое заявление АНХК об определении кадастровой стоимости 6 земельных участков. Это значит, что в течение 7 лет бюджет округа будет недополучать по 186 миллионов рублей ежегодно. Подобным путем пошли и другие: более 50 собственников земли уже провели процедуру оспаривания кадастровой стоимости.
С 2020 года не в пользу муниципалитетов изменится администрирование доходов бюджетов от штрафов. Планируется отмена единого налога на вмененный доход для некоторых плательщиков, который сегодня полностью поступает в местные бюджеты.
Таким образом, прогнозируемые выпадающие из дохода бюджета Ангарска суммы оцениваются в 432 миллиона рублей. Напомним, что предложенная Сергеем Петровым инициатива принесет (а по сути – вернет) в бюджет Ангарска 365 миллионов рублей. То есть примерно 90 процентов того, что мы будем терять в связи с законодательными изменениями.
«Мои оппоненты могут заявить: вы же сами хвалитесь успехами в сфере благоустройства, так чего же жалуетесь? – сказал в своем выступлении перед членами Общественной палаты Сергей Петров. – А мы не жалуемся, а ведем работу по сохранению финансовой автономии своей территории. Да, мы строим набережную, ремонтируем дороги и дворы, приводим в порядок парки. Но делается это по большей части за счет участия округа в областных и федеральных программах, которые для того и создаются, чтобы улучшать жизнь людей на местах. И мы используем эту возможность. При этом общая инвестиционная составляющая муниципального бюджета в этом году составила всего 155 миллионов рублей. Больше, к сожалению, мы тратить на свое развитие не можем. Зато и привлекаем немало – и результат этой работы видит каждый, живущий здесь. На ту же набережную мы из муниципального бюджета потратили 65 миллионов рублей, а привлекли 400 миллионов».
Получит ли инициатива поддержку законодателей?
Очень хочется надеяться, что ответ на этот вопрос будет положительным. В настоящий момент достигнута договоренность о взаимодействии в этом вопросе с руководителями крупных территорий области – мэрами Иркутска и Братска. По словам Сергея Петрова, нас поддерживает Ассоциация муниципальных образований Иркутской области. «Я разъяснял свою позицию в Красноярске, на расширенном совете Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, где тоже получил одобрение инициативы, – говорит Сергей Анатольевич. – После моего выступления в протокол заседания внесли рекомендацию Правительству РФ пересмотреть нормативы отчислений в местные бюджеты, так как идет стабильное недофинансирование муниципалитетов. Буквально неделю назад мне прислали доклад с Общероссийского конгресса муниципальных образований, где указан документ Минфина РФ, направленный на повышение доходов местных самоуправлений. Там четко прописана необходимость совершенствования подходов к межбюджетному урегулированию на региональном и муниципальном уровнях путем изменения нормативов налоговых отчислений. Всё это позволяет говорить об общероссийской тенденции – муниципалитеты готовят одни и те же резолюции. И кое-где предлагаемые нами нормативы уже успешно работают – к примеру в Красноярском и Алтайском краях. Хотелось бы найти отклик и у руководства нашего региона».
По словам мэра Ангарского округа, тянуть с принятием решения о пересмотре нормативов налоговых отчислений больше нельзя – есть риск скатиться в финансовую яму. На 1 октября дефицит трех крупных бюджетов – Иркутского, Ангарского и Братского – составил 1 миллиард рублей.
При этом областной бюджет имел 7,7 миллиарда рублей профицита. Подобная ситуация наблюдалась в конце прошлого года. Крупные инвестиционные проекты, такие как «Сила Сибири», напитывают областной бюджет. «Почему же нас лишают финансовой самостоятельности и сливают в дотационные? Мы не просим ничего чужого, каких-то дополнительных средств – вы у нас не выгребайте последнее, и мы выживем! – сказал в своем выступлении 7 ноября Сергей Петров. – Мы уже научились жить в этих условиях – умело распределяя небольшие, но очень нужные для жизни округа средства».
По итогам этого обсуждения члены Общественной палаты Ангарска составили открытое обращение на имя семи депутатов Законодательного собрания Иркутской области, представляющих интересы Ангарского округа. До конца ноября должно быть принято решение по предложенному проекту – и это станет своеобразной проверкой для тех, кого в свое время поддержали ангарчане.
Мнение
Александр Городской, председатель Думы Ангарского городского округа:
– Инициативу мэра Ангарского округа можно назвать не просто своевременной, она является спасительной для нашей территории. Речь идет о попытках компенсировать те доходы в муниципальный бюджет, выпадение которых ожидается в следующем году в связи с определенными изменениями законодательства. И сейчас мы пришли к тому, что других вариантов, кроме как изменить систему налоговых отчислений в областной бюджет, по сути, нет. Эти деньги – налоги ангарчан, которые зарабатываются и собираются у нас, но по факту уходят от нас. Если инициатива будет поддержана депутатами Законодательного собрания, это позволит более качественно содержать и модернизировать нашу социальную систему – в первую очередь это касается вопросов содержания садов, школ, спортивных сооружений, учреждений культуры. Также эти средства будут хорошим подспорьем в решении вопросов городского благоустройства: они позволят оперативно реагировать на жалобы и пожелания жителей Ангарска, устранять возникающие в этой области проблемы.