Стереотип – это хорошо или плохо? Однозначно не ответишь. Плохо – потому что ограничивает, задает рамки, за которые не так легко вырваться, хорошо – так как помогает ориентироваться в мире, облегчает мозгу задачи. Благодаря стереотипам мы, кажется, заранее знаем всё об окружающих людях – и очень удивляемся, когда они оказываются совсем иными.
Самое крупное и приятное крушение стереотипов произошло для меня во вторник, 12 ноября, в выставочном зале Художественного центра. Здесь открылась выставка иркутянина Александра Горина. В ожидании автора публика разглядывала висящие на стенах пейзажи. Художник опаздывал, картины тем временем затягивали.
На первый взгляд, ничего необычного: закат, тайга, Байкал, березовая роща, дубки, лыжня среди елок, туманное утро, крепость над водой... Но – четкая прорисовка малейших деталей сразу привлекает внимание, тончайшие линии блестят, как жилки. В цветах, усеявших поляны, виден каждый лепесток, у яблони прорисован каждый цветок – даже те, которых за передним планом не видно.
И при этом каждая картина наполнена светом и воздухом. От тумана тянет влагой, зимние тени пахнут морозом, под закатные лучи хочется подставить закрытые веки – почувствовать последнее дневное тепло… Александру Горину удалось добиться эффекта полного правдоподобия, жизненности изображаемого до рези в глазах. Одни только расходящиеся по воде круги его «Разлива» чего стоят!
Из ряда пейзажей выбиваются две работы. Лошадь с жеребенком – и опять: шерстинка к шерстинке, все мускулы под кожей видны. И портрет мужчины-терминатора под названием «Танк»: сразу и не заметишь, что пол-лица у него из железа, являет собой сочленение различных машинных деталей. Авангард в окружении классики? Только одна эта картина косвенно указывает на профессию автора – Александр Горин возглавляет Иркутский завод гусеничной техники.
Прибывший автор не перестал удивлять. Внешне – никакой не художник, явно деловой человек современной формации. Молодой, подтянутый, в дорогой, но без причуд, прекрасно сидящей рубашке и джинсах, с усталыми глазами, он чуть ли не с порога предложил зрителям наслаждаться его работами. Прекрасно знает им цену. Не продает. Не имеет за плечами никакой художественной школы. Никогда не брал уроков рисования. Считает, что это ему не нужно.
– Рисую, сколько знаю себя. Люблю пейзажи, Сибирь, Россию – вот она вся здесь, – рассказал Александр собравшимся. – Из двухсот картин, которые я написал за свою жизнь, здесь, наверное, штук двадцать. Лет в 15 мне подарили первые масляные краски, и я начал копировать картины Шишкина. Снял копии со всех его картин – и научился видеть цвет. Но ни композиции, ни рисунка так и не знаю. Лет в 18-19 продавал картины на улицах Воронежа – мне очень хотелось собственную машину. Продал 50 картин – и купил. Был период, когда ребята из Союза художников говорили, что мне нужно делать, – я делал, и мои работы стали такими же, как у всех. Тогда я понял, что если буду учиться – стану писать как все. Смысла в этом нет: когда делаю по-своему, это стоит дороже. То, что не уникально, – неинтересно. Сейчас мне не нужно продавать картины, чтобы зарабатывать на жизнь, поэтому я рисую для души.
Для души – это тоже чувствуется в работах. На них – печать удовольствия, отдохновения от труда. А труд в жизни Александра значит очень много. Даже пишет он в своем рабочем кабинете, в те немногие часы, когда не занят работой. Автор уверен в справедливости утверждения, что талант – это на 95 процентов труд, что научиться можно всему и преград для человека нет никаких.
Собственно, его жизнь – прямое тому доказательство. Будучи старшим ребенком в многодетной семье в 90-е годы, он сразу понял эволюционную задачу нового времени: чтобы выжить, нужно стать лучшим.
– Не помню, чтобы я был маленький, я всегда был что-то должен, – признался в разговоре с публикой художник. – Мать очень четко ставила задачи. Должен был окончить школу с медалью – окончил, потом военное училище, где учился на летчика. Чтобы попасть в академию без экзаменов, нужно было окончить училище с золотой медалью. Занялся лыжным спортом, стал чемпионом России, сдал на мастера. Попал в контрразведку, проработал там семь лет, много чего интересного пережил. Занимался парашютным спортом – наша команда называлась «Баргузин». Мы стали чемпионами России. Второй раз защитил мастера спорта. У меня 4 высших образования – в том числе школа управления предприятием в политехе и школа бизнеса – и 4 красных диплома. Чем бы я ни занимался, всё довожу до конца. Любая задача должна решаться на сто процентов и детально, это система. Так же детально, как нарисованы картины. Так я подхожу абсолютно ко всему.
В планах Горина – покорить мир, и с его подходом это не кажется ни странным, ни невозможным.
– К творчеству я отношусь так же, как к математике. Вам кажется, что это искусство, а на самом деле это четкая последовательность действий, слой за слоем. Я вижу все процессы в спектре, вижу интересный сюжет и понимаю, как его передать. Он состоит не только из тысячи деталей, а из тысячи слоев и оттенков. Я сразу вижу всё цельно и до мелочей. Моя задача – выдать идеальный продукт. Ближайшие творческие планы – персональная выставка в Сингапуре. Сингапур, Гонконг, Шанхай – это три города помимо Нью-Йорка и Лондона, где можно заявить о себе и добиться хорошего результата. Нужно написать 40 хороших картин, сделать хороший маркетинг и организовать хорошую выставку. И это либо понравится людям, они примут, либо нет. Но подстраиваться под других, под модные современные тенденции точно не стану, по-другому всё равно не умею, буду делать то, что хочу. На самом деле не критики, ни одной картины не написавшие, а только зрители могут сказать, искусство это или нет, ценно это или нет, – сказал в финале встречи Александр.
И зрители, обычно сдержанные на подобных вернисажах, говорили. Окружили художника, разрушившего все стереотипы, хвалили, расспрашивали. Они не смогли противостоять притягательности и очарованию человека, который имеет смелость заниматься любимым делом, не жалея на это времени, ни на кого не оглядываясь и не слушая профессионалов. Результат – вот он, на стенах выставочного зала. Приходите посмотреть!
Вероника Серёгина