Рубрика
Ангарск и Ангарчане
В редакцию газеты часто звонят люди, остро нуждающиеся в помощи. Причем иной раз речь идет в прямом смысле о спасении жизни. Вот и звонок 71-летней Светланы Мишиной мы поначалу отнесли именно к таким, требующим немедленного реагирования. А сейчас, признаться, не можем определить, кому больше требуется помощь – больной пожилой женщине или ее «мучителям». И можно ли вообще как-то помочь в этой непростой ситуации?
«Они меня бросили – не приходят, не покупают продукты, я остаюсь без лекарств, неоплаченные квитанции за услуги ЖКХ лежат на столе», – так Светлана Мишина рассказывает про социальных работников. И список ее жалоб такой пространный, что через пять минут этих причитаний начинаешь путаться в фамилиях «обвиняемых» и претензиях к ним. Светлана Ивановна живет одна в двухкомнатной хрущевке в 93 квартале. Из дома женщина не выходит уже много лет – из-за неврологических и сосудистых заболеваний она теряется в пространстве, при ходьбе испытывает головокружения, заваливается на сторону. У нее есть сын, которого она вырастила одна. Но сейчас Руслан не общается с матерью, последний раз они виделись в феврале. Какая кошка пробежала между родными людьми, понять очень сложно. Светлана Ивановна про это говорит путано, а потом и вовсе заключает: «У сына своя жизнь. Не хочу быть ему в тягость». А вот социальным работникам можно быть в тягость – они же на работе, значит, можно с них требовать хоть домашних помидоров не в сезон, хоть луну с неба. В общем, не складываются у Светланы Мишиной отношения с обслуживающими ее людьми. И обе стороны называют всё происходящее издевательством.
Женщина находится на социальном обслуживании в комплексном центре «Веста» уже 13 лет. И здесь могут по пальцам пересчитать дни, когда Светлана Мишина оставалась довольна визитами соцработников. А их за эти годы сменилось немало. Сама она добрым словом вспоминает двух из них – Фисенко и Беккер. Но тут же может и недобрым помянуть. Чем же недовольна Светлана Ивановна?
Основные жалобы на приходящих к ней домой женщин таковы: покупают не то, что заказываешь, приходят не вовремя, готовят плохо. А еще – не так моют полы, не могут найти в магазине синее ведро с синей крышкой, на рынке – свежего хариуса. Нередко она вообще не открывает дверь соцработникам, а если впускает, то включает магнитофон и записывает всё, о чем говорит с ними. Работать в таких условиях, мягко говоря, сложно. Трудиться социальным работникам вообще непросто – ухаживать за чужим человеком, часто старым, больным, взыскательным, имеющим свои привычки ведения домашнего хозяйства, но утратившим способность делать всё самостоятельно, сможет не каждый. Сотрудники социальной службы моют полы, окна, готовят еду под внимательным взглядом хозяев квартир. А случае со Светланой Мишиной – под ее недоброжелательные комментарии, а нередко – под крики и нецензурную брань. Последние три месяца за ней закреплена Елена Мякинина, к которой у Светланы Ивановны уже накопился ворох претензий. Да, заказываемого из раза в раз хариуса и домашних помидоров она ей не купила, как и ведра с синей крышкой. По словам пенсионерки, соцработник бросает деньги и уходит, оставляя ее голодную. Возле ее дивана стоит большой мешок с сухарями, которыми, по словам Светланы Мишиной, она и питается. Куски засушенного хлеба и пустой холодильник – главные доказательства бедственного положения женщины.
У социального работника своя версия происходящего: пожилая женщина устраивает скандал по любому поводу, не слушает объяснений, отказывается расписываться за выполненный заказ и вообще перестала открывать ей дверь. «Обычно это происходит так – наш сотрудник звонит в домофон, а Светлана Мишина прямо по громкой связи материт ее и отказывается впускать домой, – рассказывает заместитель директора по социальной работе центра «Веста» Алла Луговая. – Тогда Елена Мякинина идет по соседям и составляет акт, что она приходила, но ее не пустили. Если же получатель социальных услуг вообще не откликается на телефонные звонки и домофон, то мы должны вызвать сотрудника МЧС и вскрыть квартиру. Бывало, что таким образом мы спасали жизнь одиноким больным людям. Но в данной ситуации медицинская помощь, скорее, может потребоваться нашему сотруднику, потому что каждый визит к Светлане Ивановне – это стресс и ожидание натолкнуться на оскорбление, агрессию, обвинения».
По словам сотрудников «Весты», в службе проводят проверку по всем жалобам получателей соцуслуг. На дом к Светлане Мишиной неоднократно выезжали целые комиссии для оценки работы социального работника. И приготовленные котлеты пробовали, и чистоту пола смотрели, и финансовую отчетность в дневнике проверяли. Нарушений нет! А вот недовольств со стороны пенсионерки – немало.
«В силу специфики своей работы мы нередко имеем дело с пожилыми людьми, страдающими различными заболеваниями, находящимися в сложных жизненных условиях, обиженными на родственников. Понятно, что это накладывает отпечаток и на их манеру общаться с социальными работниками. Но обычно нашим сотрудникам всё равно удается найти подход, расположить к себе человека, – говорит директор ОБГУ «Центр комплексного социального обслуживания «Веста» Наталья Грешилова. – Однако в данном случае все ресурсы исчерпаны – я не могу заставить людей работать под матерщину. У нас был случай, когда принятая на должность социального работника женщина написала заявление на увольнение после трех дней посещения Светланы Мишиной. Другие пишут докладные и просят перевести их на другой участок. У нас никто не соглашается заменять закрепленного за ней сотрудника на время отпуска. Заключение психолога, в течение нескольких дней наблюдавшего за общением Светланы Мишиной и Елены Мякининой, только подтверждает сложившееся по поводу этой ситуации мнение: условия для соцобслуживания невозможные! Это издевательство над людьми. А как еще назвать ситуацию, когда тебе дают для приготовления еды сковородку или кастрюлю без ручек? При этом большую часть домашней работы Светлана Ивановна способна выполнять без посторонней помощи – осенью она даже делала заготовки из овощей».
Про мешок с сухарями в «Весте» тоже знают. Оказывается, незадолго до нашего визита Светлана Мишина попросила соцработника купить ей четыре булки хлеба, а потом нарезать их все разом. Пришедшему к ней психологу она показала этот сухой паек, а после «репетиции» продемонстрировала его и нам.
Глядя на это сольное выступление, было действительно очень жаль одинокую больную женщину, своими руками и словами отсекающую оказываемую ей помощь. Все свои жалобы на социальных работников она изложила в обращении в Министерство социальной защиты населения Иркутской области. В свою очередь «Веста» направила ей уведомление о расторжении договора оказания дополнительных (платных) социальных услуг. Здесь допускают, что в скором времени также будет принято решение о прекращении социального обслуживания. Согласно заключенному договору, получатель нарушил сразу два пункта – допустил неуважительное отношение к соцработникам и не создал условий для обслуживания (не открывает двери). Уже готова доказательная база: акты, докладные, заключения медиков, диктофонные и телефонные записи. Светлана Мишина не верит в возможность отказа ей в предоставлении социального обслуживания на дому, но на всякий случай грозится обратиться с жалобами в прокуратуру.
В разговоре со Светланой Мишиной мы напомнили, что социальный работник является для нее, по сути, единственным помощником в жизни, ниточкой, связывающей ее с внешним миром, ее ногами, потому что сама она на улице не была уже много лет. В ответ услышали: «Они обязаны это делать!»