Завсегдатаи знают: в отделе искусств Центральной городской библиотеки можно услышать не только классическую музыку, но и вполне авангардные, импровизационные, экспериментальные произведения ангарчан и гостей города. И публика на такие встречи собирается соответствующая, профессионально подкованная и порой критически настроенная.
Не так много в Ангарске музыкантов, которые любят экспериментировать, – для этого требуется определенная доля внутренней свободы в сочетании с творческой наглостью. Но, как известно, подобное притягивает подобное, и так получилось, что эти люди нашли друг друга именно в отделе искусств ЦГБ.
Здесь прошли лекции Сергея Кузнецова, посвященные ангарской рок-культуре, Олег Мамаков рассказывал о древнерусском искусстве, а 15 декабря известный журналист и видеооператор Спартак Черныш в характерной для себя иронично-образной манере поведал о визите в Ангарск западных музыкантов – охотников за шумами.
В 90-е годы прошлого века в прямом смысле немало шума наделали в нашем городе, на Байкале и в Усть-Орде барабанщик Кен Хайдер и композитор Тим Ходжкинсон. Эти два собирателя-экспериментатора не на шутку увлекались шаманизмом и включали в свои неординарные концерты камлание, горловое пение, мелодии бурят, эскимосов, индийцев, пакистанцев. Надо ли говорить, что понимание такая музыка встречала не всегда.
А в 2003 году наш город и его окрестности посетил гитарист Питер Кьюсак, на дисках которого традиционные инструменты звучат в тандеме с бетономешалкой. Он записывал, как завывает ветер и звенят в волнах кристаллики льда на Байкале. Позже у него вышел байкальский альбом, который занимает почетное место в коллекции Спартака Черныша. В свое время охотник за шумами Кьюсак стал героем его авторской телепередачи «Вездеход», посвященной встречам с интересными людьми, экстремальному и спортивному туризму.
Видеозаписи о приключениях британцев в Иркутской области много лет хранились в личном архиве Спартака, но от этого, как показал вечер, не стали менее актуальными.
Группой поддержки оператора, оказавшегося в непривычной роли выступающего, стали пианист Борис Толстобоков и барабанщик Олег Мамаков, также увлекающиеся шумовыми экспериментами. Именно под управлением Бориса Борисовича группа молодых музыкантов сыграла холодным апрельским утром 2005 года 20-минутную импровизацию в парке 10-летия Ангарска «в грибном духе». В качестве ударной установки трое ударников использовали… тарелки фонтана.
– Музыка нержавеющих грибов стала важной вехой в области исследований экстремального звукоизвлечения, – шутил снимавший это вездесущий Спартак.
Во время их выступления, словно понимая, что за люди здесь собрались, откуда-то сверху (библиотека находится на первом этаже пятиэтажного дома) раздавались завывания дрели. Звуки предновогоднего ремонта вполне укладывались как в русло рассказа, так и в его музыкальную канву и казались одним целым с видеозаписями, демонстрировавшимися на экране.
Можно смело говорить о том, что в городе, на базе библиотеки, рождается новое объединение, где интересно собираться людям с музыкальным, искусствоведческим и кинообразованием, чтобы обсуждать волнующие их темы. Следующая встреча запланирована на февраль 2010 года.