Так в шутку говорит о себе ангарчанка Марина Богомолова. Вот уже двадцать лет она собирает все, что связано с этим сказочным персонажем. Учительница начальных классов школы №17 так сжилась со всеми своими Бабками Ёжками (их у нее дома более 200), что и сама уже кажется героиней волшебной истории. Кстати, фотографий в образе Бабы Яги у Марины Ивановны тоже немало, и так ей ступа идет – просто загляденье! А причина – в присущем ей задоре, оптимизме, умении находить вокруг себя хорошее и интересное. На прошлой неделе в Музее Победы открылась выставка, представляющая коллекцию Марины Богомоловой. Все полки в центральном зале заняли Бабки Ёжки – костяные ножки. А сама коллекционер предстала на презентации экспозиции в футболке с надписью: «Все бабы как бабы, а я Баба Яга!» Таким же озорством отличаются и многие выставочные персонажи.
Тканенабивные, деревянные, стеклянные, пластмассовые, вышитые, нарисованные – каких только Ягушек тут не увидишь! Все они разные, не похожие друг на друга: танцующие, хохочущие, устрашающие, красивые, нарядные и одетые в мешковину. Они прилетели сюда из разных уголков России и зарубежья: Москвы, Звенигорода, Санкт-Петербурга, Вологды, Челябинска, Новосибирска, Красноярска, Алтая, Сочи, Краснодара, Темрюка, Крымска, Анапы, Алушты, Евпатории, Иркутска, Саянска, а также из Минска, Усть-Каменогорска, Люксембурга городов и провинций Германии, Франции. И, конечно же, немало экспонатов – наших землячек. Марина Богомолова всегда радуется восторженной реакции посетителей выставки и гостей своего дома при встрече с жителями своей коллекции. Говорят, ее квартиру в подъезде найти проще простого – на звонке сидит маленькая фигурка Бабы Яги, а дверь украшает изображение избушки на курьих ножках, филина и черного кота.
«Меня часто спрашивают, почему я собираю именно Бабок Ёжек? – признается коллекционер. – Все просто! В студенчестве мне приходилось играть на елках утром Снегурочку, а вечером – Бабу Ягу. Роль Бабы Яги мне нравилась больше! Сколько в ней шарма, хулиганства и загадочности! Я чувствовала себя в этом образе очень комфортно, мне не нужно было ничего придумывать, я играла саму себя! После окончания иркутского пединститута, я приехала работать в Ангарск. Однажды, гуляя по городу, мы с мужем зашли в магазин «Европейский», где мне на глаза попались две статуэтки Бабок Ёжек. Они были такие колоритные, что я не удержалась и купила их. Именно они положили начало моей коллекции. И вот уже 20 лет нашей взаимной любви!»
Как можно полюбить лесное страшилище, им только непослушных детей пугать, а не на выставке любоваться – могут сказать некоторые! Меж тем персонаж Бабы Яги не такой однозначный, как кажется. Даже в народных сказках он предстает по-разному. В одних Баба Яга выглядит как ведьма – старая, горбатая, с длинным носом, увенчанным большой бородавкой. А в других она почти красавица – при прическе, с накрашенными губами, в цветастом наряде. По словам научного сотрудника Нацмузея РА Надежды Бурмистровой, даже имя этой героини из народного фольклора толкуют по-разному. В Сибири «ягать» – значит «кричать, браниться», на языке Коми «яг» переводится как «лесная женщина», у сербов «йеза» – значит «гнев, ужас», у поляков «ежка» переводится как «злая баба». У чехов и словаков Ежи Баба летала на чайнике вместо ступы. И современные фигурки этой старушки показывают ее сидящей как раз на этом предмете кухонной утвари. Кстати, ступа, на которой она летает, ухват, на который она сажает гостей, чтобы затолкать их в печь, – все это предметы быта. Судя по всему, Баба Яга – неплохая хозяйка! И у всех славянских народов, вне зависимости от характера и внешности, Яга – это мудрая повелительница леса, умеющая колдовать и понимать язык животных, знающая толк в травах, управляющая природными стихиями.
В коллекции Марины Богомоловой много авторских работ – они делались мастерами по заказу собирательницы. Кстати, в Древней Руси считалось, что оберег в виде Бабы Яги, выполненный из подручных материалов, защищал дом от бед и напастей. В сказочной коллекции ангарчанки есть и уникальные экземпляры – янтарная Баба Яга из Латвии, серебряная была сделана специально для Марины Богомоловой ювелиром, скульптором оригинальных миниатюр Евгением Павловым. Отдельный раздел коллекции посвящен зарубежным прототипам Бабы Яги – немецким Хильде и Фрау Холле, итальянской Бефане. Отдельные экспонаты выставки способны оживать – двигаться, издавать звуки. Оттого ребятишки сейчас идут в Музей Победы целыми классами, творческими студиями. Из-за этого некоторые, особо эротические, персонажи пришлось прикрыть платочками и букетами – есть тут и такие Ягушки-завлекалки! Здесь можно оказаться в настоящей сказке.
Все желающие могут побывать в гостьях у Бабы Яги, попить с ней чайку в избушке на курьих ножках, сделать снимок в фотозоне, которую специально для этой экспозиции подготовили сотрудники музея. А заодно познакомиться с элементами народного деревенского быта и русского костюма. Посещение выставки «Там, на неведомых дорожках» может стать замечательным приключением для всей семьи. Коллекция Марины Богомоловой будет открыта для посетителей до 29 января. 220 Бабок Ёжек поджидают всех, любящих сказки!
Это интересно
Баба Яга – персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов. Старуха-чародейка, наделённая магической силой. Ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме. Чаще всего – отрицательный персонаж. Многим поколениям она известна из сказок и мультфильмов, таких как «Финист Ясный сокол», «Ивашко и Баба Яга», «Гуси-лебеди», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Последний богатырь», «Домовенок Кузя», «Сказ про Федота-стрельца», «Приключения в Тридесятом царстве», «Книга мастеров» и других.
Считается, что её образ пришел к нам из тюркской или иранской мифологии, тем не менее её различные вариации встречаются и в скандинавской мифологии, и даже в некоторых африканских легендах.
«Согласно русской традиции, образ Бабы Яги связан с легендами о переходе героя в потусторонний мир (Тридесятое царство). В этих легендах Баба Яга, стоящая на границе миров, служит проводником, позволяющим герою проникнуть в мир мёртвых» (убить Змея Горыныча или погубить Кощея Бессмертного, чтобы вернуть (освободить) свою невесту (страну) благодаря совершению определённых ритуалов.
Её считали заботливой берегиней. Имя Яга получилось из Яшки, то есть «ящура», а именно прародителя всего живого, некогда живщего на земле. До наших дней дошло близкое ему слово «пращур» – предок. Баба Яга, согласно этой теории – прародительница, очень древнее положительное божество славянского пантеона, хранительница (если надо – воинственная) рода и традиций, детей и околодомашнего (часто лесного пространства).
Исследователи мифологии отмечают, что основная деятельность Бабы Яги обусловлена ее тесной связью с дикими зверями и лесом. Она живет в глухой чащобе, ей подчиняются звери и птицы. Поэтому можно связать происхождение Бабы Яги с образом хозяйки зверей и мира мертвых, распространенным в сказках и мифах многих народов.
Существует также версия, что под Бабой Ягой скрывается богиня Макошь. Во времена принятия христианского вероисповедания славянами старые языческие божества подверглись гонению. В народной памяти остались лишь божества низшего порядка, к которым принадлежит и Баба Яга.