Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Каждый год на Всероссийском общеобразовательном форуме представляют рейтинг 100 лучших школ России. И не удивительно, когда в нем можно найти ангарскую гимназию №1 или знаменитую «десятку». Всем и так известно, что там почти каждый ребенок – звезда. А вот каким образом туда попала средняя общеобразовательная школа ГУФСИН России, которая находится в Ангарской воспитательной колонии? Это мы и решили выяснить.
Ирина Пескова, директор школы, рассказала нашей газете, что предложение поучаствовать в этом конкурсе поступило после того, как школа при АВК победила во всероссийском конкурсе «Успешная школа».
– Не знаю, можно ли назвать нашу школу успешной. Может ли вообще быть такой школа для детей, преступивших закон? К нам попадают дети чаще всего из семей с низким социально-экономическим статусом, неуспешные ученики, которые в школе сидели на последней парте. Есть школы, где гордятся медалистами и победителями олимпиад. У нас они тоже есть, но не это главное. Мы учим детей ставить перед собой осмысленные цели, искать способы решения проблем – то есть всему тому, что потом поможет им стать самостоятельными, инициативными, а значит – успешными.
Но как переломить сложившееся у этих детей неприятие школы? Заставить их учиться? Понятно, что в колонии уроки не прогуляешь, однако сидеть за партой еще отнюдь не значит стать отличником. Мне показывают откровение одного из подростков: «А чего от меня добивались все эти годы учителя, я так и не понял. Конечно, их задача – дать знания. Но они почему-то дают знания не тем путем, которым бы их хотели воспринимать ученики. Я хочу, чтобы учитель не кричал, что это и так всё понятно и всё это элементарно. Я под страхом ничего не могу. За годы учебы в школе у меня в воображении родился вымышленный персонаж – такой человек, который смотрит на всё с лучшей стороны и пытается не замечать недостатков. Он знает, что плохого вокруг очень много. Но не надо приобщаться к нему – не надо даже в мыслях».
В Ангарской воспитательной колонии тоже долго ломали голову над тем, как выйти из «системы». И придумали!
– С самого начала, как только дети переступают порог колонии, еще находясь в карантине, они встречаются с тьютором, которой проводит с ними различные тесты и определяет, к чему подросток склонен. И в дальнейшем вся работа с ним проводится с учетом его индивидуальных склонностей. Но главное, что во время работы мы непременно соблюдаем один важный принцип – в каждом ребенке «ищем солнце». И на родительских собраниях никогда не ругаем ребят, даже если есть за что. Наоборот – только хвалим, вручаем грамоты. И, не поверите, некоторые родители плачут, потому что не могли себе даже представить, что их ребенок может быть хорошим.
Безусловно, во многом это огромная заслуга педагогов. Ирину Михайловну одно время расстраивало, когда учитель решал уволиться, а потом она поняла – остаются те, кто действительно любит свою работу. Воспитанники колонии участвуют в олимпиадах и даже выезжают в город на научно-практические конференции. В этом случае их одевают в гражданскую одежду, и сопровождающие их сотрудники колонии тоже одеваются в штатское, чтобы не компрометировать пацанов.
Такое уважительное отношение дает свои плоды. Директор рассказывает, что подростки, ранее увлекавшиеся тюремной романтикой, начинают стыдиться набитых татуировок, стараются их всячески скрыть, чтобы не выделяться из толпы.
Мы идем по классам – нас встречает хрупкая и невысокая учительница русского языка Ирина Ульзутуева. Тема урока – роман Михаила Лермонтова «Герой нашего времени». Ирина Сергеевна показывает нам кипу читательских билетов в библиотеку – книги с романом разобраны по рукам. Выходим в коридор, и мне тихонько шепчут: мол, не смотрите, что она такая – дети у нее крепко зажаты в кулак. Проходим по кабинетам физики, информатики, английского языка – новые парты, хорошее оборудование...
– После окончания нашей школы, выйдя на волю, дети поступают в техникумы и даже в институты. Мы всячески стараемся им в этом помогать. В прошлом году даже обращались к уполномоченному по правам человека в Бурятии с просьбой помочь нашему выпускнику, который пропустил все сроки, получить разрешение досдать ЕГЭ, чтобы он смог поступить в вуз, – вступает в разговор Иван Привалов, заместитель начальника АВК. И сетует, что, к сожалению, решать такие вопросы приходится в частном порядке, поскольку государственного механизма по отслеживанию подростков, вышедших из стен колонии, способного оказать им помощь, нет.
Зато есть наставники – ангарчане, участники проекта «Наставники: не рядом, но вместе», которые не побоялись взяться за воспитание «пропащих» подростков, их социализацию. Они делают то, до чего государство пока не додумалось. Ко двору пришлась и тренировочная квартира – единственный на территории России проект, где осужденные подростки за два месяца до выхода на свободу учатся обычной жизни, которая прошла мимо за время их пребывания за колючей проволокой.
А напоследок хотим привести выдержки из сочинений осужденных подростков. Они пригодятся тем родителям, чьи дети находятся на воле.
«Всегда старайтесь знать, где находится ваш сын. Постарайтесь оказаться в том месте, где он находится с друзьями, особенно если есть нехорошее предчувствие. Как бы случайно окажитесь там и уведите его под любым предлогом!»
«Разговаривайте с детьми о том, что жизнь в тюрьме очень жесткая. Объясните им, что вас там не будет».
«Не ставьте на подростке крест, даже если он не слушает вас. Возможно, у него есть проблемы, просто рассказать вам о них он сейчас не может».
«Говорите с нами на те темы, которые интересны не только вам, но и нам. Уважайте нас и не пытайтесь загнать в угол или поставить в затруднительной положение».
Ну как? Узнали себя?