7 февраля в Музее часов открылась выставка художественного чугунного литья. Ангарский скульптор Сергей Вопилов показал землякам свою коллекцию изделий Каслинского завода – всё, что собрал за долгие годы любви к уникальным отливкам из чугуна уральских мастеров. Более 150 миниатюр занимают все выставочные стеллажи и напольное пространство малого зала. На полу они оказались не просто так – стеклянные полки стендов могли не выдержать веса экспонатов! К примеру, парящий орел весит не менее 50 килограммов. Когда-то он украшал чугунное ограждение какого-то петербургского собора. Но в один момент был демонтирован, по всей видимости, маргинальной личностью и сдан во вторчермет. Кстати, в таких пунктах приемки металла Сергей Вопилов нашел немало каслинских шедевров. У них, как и у людей, разные судьбы: одни скульптуры блистают в музеях и на аукционах, а другие идут на переплавку вместе с прогнившими радиаторами.
Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий XVIII век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности. Чугунолитейных мануфактур в России было немало, но высочайшим мастерством изготовления произведений искусства из черного металла, сувениров, кабинетной скульптуры могли похвалиться только каслинские умельцы. Отлитые ими бюсты всегда поражали удивительной схожестью с оригиналом, а предметы интерьера – сложностью узоров, тончайшей проработкой деталей. Кажется, что уральские мастера обладают какой-то волшебной силой повелевать жидким раскаленным металлом, заставляя его приобретать любую нужную им форму!
В период с середины 1880-х гг. по 1914 год производство художественного литья Каслинского завода достигало наивысшего расцвета. Это был золотой век каслинского художественного литья, пик которого пришелся на 1880-1900 гг., когда были выпущены все наиболее значительные произведения каслинской скульптуры. На протяжении этого периода художественное литье из чугуна Касли не знало себе равных ни в России, ни в мире.
В 1900 году на Всемирной выставке в Париже Каслинский завод представил чугунный павильон, который сразу же был назван рукотворным чудом и взял высшую награду. На создание павильона ушло два года. Сначала рисунки элементов конструкции переносились на дерево и тщательно шлифовались, потом по деревянным моделям создавались формы, а уже в формы заливался чугун. Для создания произведения на заводе были выбраны лучшие мастера, которые изготовили свыше 1500 чугунных деталей, из которых состоял павильон. Детали были отлиты и при сборке павильона соединялись между собой в крупные блоки, крепившиеся штифтами к деревянным рамам каркаса сооружения. Только к осени 1899 года все элементы были выплавлены и отчеканены. Павильон собирали и разбирали несколько раз, исправляя недоделки и совершенствуя технику и деревянный помост. В Париж конструкцию доставили в разобранном виде. Вместе с павильоном на выставку во Францию отправились 25 самых лучших каслинских мастеров, отвечавших, прежде всего, за сборку выставочной витрины горного округа. На выставке павильон был представлен вместе с чугунной скульптурой «Россия» скульптора Николая Лаверецкого, олицетворявшей женщину-воина в древнерусских доспехах с мечом в руке, которая стояла при входе. В Париже мастерство каслинских литейщиков заслужило самую высокую оценку, павильон получил Гран-при выставки в номинации «Металлические изделия». Разумеется, после этого появилось множество желающих приобрести павильон. Однако покупатели хотели приобрести павильон только вместе со всеми выставленными в нем экспонатами, включая и статую «Россия». Доверенные лица, уполномоченные провести сделку, согласились со всеми условиями покупателей, кроме одного: они отказались продать «Россию» – скульптуру, символизировавшую русскую державу. Поэтому заявили покупателям: «Россия» не продаётся!» Сделка не состоялась, и после окончания выставки павильон был разобран и отправлен обратно на Урал. Долгие годы ящики с деталями павильона пролежали в подвале одного из частных домов в Каслях. Сейчас реликвия хранится в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. Каслинский чугунный павильон признан шедевром мирового искусства, он является единственным в мире архитектурным сооружением из чугуна и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Эту историю вспомнили и на открытии выставки в Музее часов, где можно увидеть фотографии легендарного павильона.
Но, конечно, взгляды посетителей приковывают и другие экспонаты из коллекции ангарчанина Сергея Вопилова: статуэтки лошадей, героев сказок, персонажи революционной эпохи. Большую художественную ценность представляет чернильница «Дровосек за обедом в лесу» отливки 1889 года (скульптор Напе Эжен Иоганн). Очень интересны пепельницы в виде цыпленка с разбитой яичной скорлупой и в форме лаптя, карандашница «Пень». В отдельный раздел собраны работы советского периода Каслинского завода. Гордостью коллекции является скульптура Ермака (автор Забелло, модель 1948 года, литье 1976 года). В отличие от символа ангарского хоккея каслинский Ермак суров и могуч. И очень тяжел! Потребовались усилия двух мужчин, чтобы этот экспонат занял свое место на выставке!
Чугунным шедеврам из сокровищницы Сергея Вопилова в музее понравилось – коллекционер признает, что в выставочном зале они предстали во всей красе. Спешите до 20 марта увидеть чудеса каслинского чугунного литья в Музее часов: экспозиция действительно достойная!