На днях прочитала в соцсетях реплику: мужчина обижался, что его оштрафовали за тонированную машину, когда он ехал в похоронном кортеже. Водителя тут же осадили: если нарушаешь правила, то будь готов в любой момент за это ответить. А мы решили поговорить с инспектором ДПС, чтобы узнать, за что водителя могут оштрафовать и в каких случаях «простить». А также о том, что в ГИБДД думают о группах типа «Анти-ДПС» и говорят ли водители «спасибо» инспектору.
Встреча с Игорем Кругловым, государственным инспектором безопасности дорожного движения отдела ГИБДД УМВД по Ангарскому городскому округу, переносилась несколько раз. Мужчина звонил, вежливо извинялся: «Срочная работа», – и менял сроки разговора. В итоге договорились встретиться уже после работы, потому что в спешке, в круговерти телефонных звонков и оформления документов, доверительный разговор не построишь.
– Игорь, как давно вы служите в ГИБДД?
– Пришел сюда в 1995 году, так что в 2020 буду отмечать 25-летний юбилей службы. В полицию мечтал попасть с детства: у меня дядя в милиции работал, и я пошел по его стопам
– Извините, но в 90-е годы милиционеров чуть не в глаза «мусорами» называли и профессия «дяди Степы» в глазах многих потеряла свою престижность. Почему сделали такой выбор?
– Шелухи в головах тогда у людей немало было. Но я воспитывался на советских фильмах о милиции, верил в торжество добра. Поэтому считал своим долгом бороться с несправедливостью. Обратился в кадры УВД, предложили пойти в ГАИ. И до сих пор о выборе профессии не жалею.
– Свой первый профессиональный успех помните?
– Первого нарушителя я задержал, когда был еще стажером. Он предъявил чужое водительское удостоверение.
– Чем вы сейчас занимаетесь?
– Контролем и проверкой технического состояния транспортных средств при надзоре за дорожным движением. Проверкой автобусов, осуществляющих перевозки организованных групп детей. Надзором за юридическими лицами и организациями, техническим состоянием их транспорта и соблюдением безопасности дорожного движения, контролем исполнения ими нормативных актов.
– Будут по этому поводу какие-то новшества в законе в этом году?
– Да. Например, с 1 июля в ведомство ГИБДД будет возвращен технический осмотр автобусов, занимающихся коммерческими перевозками. И я считаю, что это очень важное решение – безопасность людей превыше всего. Посмотрите, сколько транспортных происшествий, связанных с трагическими последствиями для людей, освещается в СМИ.
– А мне кажется, что из-за излишнего количества правил, теперь детей даже на экскурсию не вывезешь! Надо куда-то ехать, с кем-то договариваться, брать разрешение…
– Вы не правы. Всё очень просто – только нужно оставить заявку в электронном виде на сайте ГИБДД Иркутской области. Многие уже пользуются этим онлайн-сервисом, так что смело могу сказать: дети по домам не сидят, а ездят на экскурсии, в театры, на природу.
– Вы выезжаете на аварии. Какая из них вам больше всего запомнилась?
– ДТП с участием и гибелью детей не забываются никогда, врезаются в память. До сих пор у меня перед глазами картина последствий дорожно-транспортного происшествия, случившегося, по-моему, в 1998 году. Светофоры в тот день на этом участке дороги работали в режиме ожидания. Автобус двигался по главной дороге, а по второстепенной к перекрестку подъезжала «девятка»: за рулем пожилой мужчина, рядом жена, на заднем сиденье трое детей. Увидев мигающий желтый, мужчина, видимо, решил, что проскочит. Прибавил газу и угодил прямо под автобус. Из всех сидевших в автомобиле в живых осталась только девочка лет десяти…
– Вы действительно всё так близко принимаете к сердцу! У вас у самого дети есть?
– Четверо! Спасибо моей жене – святая женщина, которая вырастила их, пока муж сутками находился на дежурствах.
– А кто-то из них выбрал для себя работу в полиции?
– Дочь. Правда, работу в полиции я считаю не совсем женской – семью она будет видеть редко. Но дочка всё равно уперлась и выбрала средний вариант: учится в институте прокуратуры.
– В ГИБДД тоже служба нелегкая. Почитаешь форумы автолюбителей, и впечатление почти однозначное: прямо скажем, не любят вас…
– Те, кто нарушает, те и не любят. За то, что за порядком на дорогах следим. Однако немало и тех, кто благодарит, когда остановим и объясним, в чем водитель был не прав. Мы ведь не всегда штрафуем. Если нарушение несерьезное, а нарушитель не злостный, то ограничиваемся устным предупреждением.
– А как вы относитесь к разным группам «Анти-ДПС», где водители передают друг другу сведения о местонахождении экипажей ДПС?
– Люди не понимают, что, публикуя такие сообщения, они часто вредят сами себе. Ведь, случись что, сразу все начинают возмущаться: мол, куда смотрели инспекторы ДПС?! Так вы же сами помогли нарушителю объехать все посты! Нередко в таких группах их участники высказывают свои мнения, не зная специфики нашей работы. Вот это бывает обидно. А к культурным и серьезным водителям наши сотрудники испытывают только уважение.
– Опять же на форумах не раз читала, что, в целом осуждая пьяных за рулем, некоторые водители считают нормальным тихонечко, по дворам, доехать на своей машине домой…
– И очень в этом ошибаются. Реакция в состоянии алкогольного опьянения снижается всегда. А во дворах играют дети… И где гарантия, что он не погонит дальше? Был случай, когда остановили водителя, у которого было уже пять случаев вождения в нетрезвом состоянии. Стали разговаривать, а он нам и говорит: «Трезвый понимаю, что нельзя. А как выпью, так и тянет сесть за руль и ехать, ехать, ехать». Подобное может закончиться плохо. Один раз в Мегете водитель грузовика был пьян настолько, что даже не заметил ехавшие за ним экипажи ДПС с включенными проблесковыми маячками, в громкоговоритель приказывавшие остановиться! Еле догнали. Хорошо, что уже была ночь и транспорта на дорогах было немного.
– Какие нарушения вы фиксируете чаще всего?
– Нарушение расположения автомобиля на проезжей части, движение и поворот не из своей полосы. Выезд с прилегающих территорий или со второстепенной дороги на главную без учета опасности-безопасности маневра. И, конечно, непредоставление преимущества пешим участникам дорожного движения в особой зоне – на пешеходном переходе. Ведь и знаки стоят, которые видно издалека, и особая разметка нанесена, но «не видят»!
– Смогут ли камеры видеофиксации нарушений на дороге когда-нибудь заменить инспекторов ДПС?
– Камеры – это хорошо, но не забывайте, что они не догонят и не задержат нарушителя, не проведут разъяснительную беседу. Так что инспекторы ГИБДД работой обеспечены будут всегда.