Рубрика
Ангарск и Ангарчане
В одной из бесед накануне 1 сентября 2019 года директор гимназии №1 Людмила Раевская сказала мне так: «Не все дети могут учиться в гимназии. Это надо понимать. А потому не идите на поводу у толпы – не потакайте желаниям людей получить нужное любой ценой!» Речь шла о записи детей, проживающих в 7а микрорайоне, в гимназию, готовящуюся к переезду в новое здание. Тогда родители нынешних первоклассников намеревались выйти на митинг с требованием записать их детей в эту школу. Но переезд был отложен, дети определены в 1 класс школы №4 (из ребятишек из 7а микрорайона сформировали отдельный класс), и решение проблемы отодвинулось на несколько месяцев. Час Х настал 1 февраля – тогда во все образовательные школы города началась запись в первые классы. За несколько дней до этого вышло распоряжение администрации АГО о прикреплении территории 7а микрорайона и двух домов в 7 и 29 микрорайонах к новому зданию гимназии №1. Как выяснилось, регистрация в этом районе – вовсе не гарантия попадания в гимназические классы. И доказательства этому мы стали получать сразу же после торжественного открытия новой школы.
Хотя новым в данном случае является только здание, куда гимназия №1 в полном составе переместится после мартовских каникул. Жизнь закипит в образовательном центре в четвертой четверти. Но многих детей, живущих в непосредственной близости от гимназии, она обойдет стороной…
Позволю себе не последовать совету Людмилы Владимировны и «пойти на поводу у толпы», хотя на журфаке университета преподаватели это называли общественной защитой прав человека. Потому что отмахнуться от просьб о помощи людей, около трех десятков лет ожидавших открытия в своем микрорайоне школы, а оказавшихся за ее бортом, не каждый сумеет. В гимназии №1 – это умеют. И вот вам пример семилетнего Саши Кузьмина. 5 февраля его мама Елена Петрова отнесла в гимназию заявление о приеме сына в первый класс со всеми необходимыми документами, подтверждающими регистрацию ребенка на прикрепленной к образовательному учреждению территории.
«Я в тот день не обратила внимания, какой номер присвоили моему заявлению, – рассказывает Елена Петрова. – О том, что моего ребенка не приняли, мне стало известно в день торжественного открытия в нашем микрорайоне гимназии – 18 февраля. На следующий день я отпросилась с работы, чтобы выяснить причину отказа в зачислении».
По словам Елены, в приемной случился настоящий скандал. Ей популярно объяснили, что для ее ребенка нет места в гимназии. У директора учреждения не было времени общаться с возмущенной родительницей. Но Людмила Раевская успела при этом обратить внимание, что у мамы мальчика другая фамилия и другое место жительства (Елена прописана в городе Черемхово) и пригрозила вызвать полицию, чтобы те привлекли женщину за оставление сына!
«Это было откровенное хамство! Я так считаю, – говорит Елена. – При чем здесь моя прописка? Ребенок с рождения прописан в доме №5 в 7а микрорайоне, так же как и мой муж, который сыну является полным тезкой, – Александр Кузьмин. Помню, супруг рассказывал, что он был школьником, когда начинали строить эту школу под окнами их дома, и его родители надеялись, что он и его младшая сестра будут учиться здесь. Как же! Прошло 30 лет! А теперь и его сын не имеет шансов попасть сюда!»
Почему же мест в первых классах не хватает для детей, проживающих на прикрепленной территории? Ответа на этот вопрос никто не скрывает. Потому что гимназия в своем составе имеет дошкольное отделение «Улыбка» (по сути – детский сад), выпускники которого обладают преимущественным правом зачисления в инновационное образовательное учреждение. Это ребятишки со всего города, и в настоящее время подготовку в «Улыбке» проходят одновременно три потока детей – в средних, старших и подготовительных группах. Вот из них и набирает гимназия два первых класса каждый год. Так вышло и в этот раз – 1«а» и 1«б» укомплектованы малышами из «Улыбки». А в 1«в» набирали детей с прикрепленной территории. Конечно же, для части будущих первоклассников места не нашлось. Лимит в 25 человек исчерпан! На заявлении Елены Петровой так и написано: «Отказано в связи с отсутствием свободных мест».
«Это несправедливо! – считает мама маленького Саши Кузьмина. – Почему не делать наоборот – зачислять ребятишек, проживающих на прикреплённой территории, а на оставшиеся места брать детей из «Улыбки»? Мой сын ходит в детский сад №54 в 7 микрорайоне, и я знаю, что в нашей группе еще несколько ребятишек из 7а микрорайона получили отказ от администрации гимназии. Будем с родителями писать коллективное обращение в управление и Министерство образования. Хотя на понимание и объективную оценку ситуации надежды мало. Одной из наших мам чиновница сказала: «Да что вы все лезете в эту гимназию? Других школ что ли мало?» Да не гимназия нам нужна, а школа в шаговой доступности! Понятно, что нам предложат начальную школу №4. Ничего против этой школы не имеем – и с пятого класса с удовольствием бы перешли туда. Но сейчас, когда ребенку 7 лет, ради его безопасности хочется, чтобы он учился рядом с домом, чтобы ему не надо было по пути на занятия переходить дорогу. Мы с мужем работаем, водить сына не сможем. И пока, если честно, мы пребываем в полной растерянности и обиде от всего произошедшего».
Примерно такие же чувства испытывают родители учеников 1«ж» класса школы №4, которые все еще надеются, что их дети будут зачислены в следующем учебном году во 2 класс гимназии. А еще к нам в редакцию звонят жители 7а и 29 микрорайонов, чьи дети разных возрастов тоже бы хотели попасть в новый образовательный центр. Но вы же помните: «Не все дети могут учиться в гимназии». И дело не только в уровне развития школьника.
Да что правда все лезут в эту гимназию? Семьи, проживающие в непосредственной близости от нее, понять можно. А остальные для чего хотят учиться именно тут? Наверное, каждый по-своему отвечает себе на этот вопрос.
В настоящее время самым объективным показателем уровня образовательного учреждения являются результаты ЕГЭ – ведь экзаменационные работы проверяются не своими учителями, выставляющими итоговые оценки и регулирующими получение выпускниками медалей, а федеральными экспертами.
Какие ангарские школы дают стобалльников? Давайте вспомним результаты ЕГЭ по русскому языку за последние два года в Ангарске. Согласно официальной статистике, в 2018 году 100 баллов по этому экзамену получили выпускники гимназии №8 (три человека), лицея №1, школ №№10, 27 и 4. В 2019 году стобалльниками по русскому языку по праву гордились гимназия №8, школы №10, 27 и 17. Математическая «десятка» умудряется готовить стобалльников и по непрофильным предметам – литературе, географии. И это – в стенах старого, построенного в 50-е годы прошлого века здания… Здесь нет бассейна, зимнего сада и отдельных спален у первоклассников, но, наверное, имеется нечто более значимое для эффективного образовательного процесса.