Рубрика
Ангарск и Ангарчане
В Ангарске работает общественная организация, помогающая должникам
Займы под низкий процент, без лишних формальностей, на выгодных условиях – взять кредит проще простого. На каждом шагу нас сопровождает зазывающая реклама, а вот расплатиться по счетам удается не всем – легкие деньги тяжело отдаются. Порой закредитованность становится причиной настоящих трагедий: попав в долговую петлю, люди еще больше усугубляют ситуацию – берут новые займы, скрываются от кредиторов, коллекторов и приставов, пускаются во все тяжкие, лишаются семьи, работы или… жизни. Даже когда кажется, что выхода нет, знайте – он есть. И сегодня мы хотим рассказать ангарчанам, где можно получить юридическую помощь по вопросам кредиторской и коммунальной задолженности.
Предупреждаем сразу – никакого волшебства и обещаний мгновенного избавления от долгов! Такое людям сулят только мошенники, без зазрения совести наживающиеся на чужих проблемах. В данном случае речь идет об индивидуальных консультациях с проработкой возможных выходов из долговой ситуации. Такую услугу предлагают ангарчанам в Иркутской областной общественной организации «Защита прав потребителей», которая в нашем городе работает с 2011 года, но именно в последнее время развернула широкую социальную деятельность по защите прав заемщиков.
«Кредиты, займы – это предоставление финансовой услуги, а значит, основные правовые нормы процесса кредитования прописаны в федеральном законе «О защите прав потребителей», – говорит председатель организации Екатерина Крамынина. – В этой юридической сфере много толкований и разночтений, но на самом деле многие случаи типичны».
Без меня меня судили
Как показывает практика юристов-общественников, люди обращаются за правовой помощью, когда ситуация уже близка к критической. А до этого момента многие делают вид, что никакой проблемы не существует или просто игнорируют тревожные сигналы грядущих неприятностей. Один из таких звоночков – это повестка в суд. «В жизни бывают разные ситуации, кредиты и займы берут и молодые люди, и пенсионеры, и мамы-одиночки, и вполне успешные бизнесмены, – говорит Екатерина Константиновна. – Потом обстоятельства жизни и доходы меняются, и долг по счетам начинает копиться. Звонят из банков, коллекторы, требуют, нагнетают ситуацию, иногда угрожают. По идее, уже на этом этапе нужно обращаться в суд за расторжением кредитного договора. Тогда вы будете иметь дело с фиксированной суммой, которую вполне реально выплатить добровольно или по линии службы судебных приставов путем взыскания части дохода. Но банки не спешат подавать в суд на должника – они ждут, пока сумма долга за счет начисления штрафов и пени вырастет, и только тогда готовят свой иск. А человек еще им подарок делает – не откликается на присланную повестку, не является на судебное заседание. Это типичная ошибка, которая очень дорого стоит! Знаю, что многие пожилые люди боятся судов, стыдятся своей долговой ситуации, наивно думают, что судья начнет им нотации читать! И не приходят на судебные заседания… А вот представители банка всегда являются на такие разбирательства и представляют на рассмотрение судьи необходимые документы – кредитный договор, график платежей, доказательства его нарушения, указывают все начисленные пени. При этом сказать суду, что часть долга уже выплачена, предъявить чеки некому – ведь ответчик проигнорировал уведомление о заседании. В итоге выходит, что сумма, которая фигурирует в судебном приказе, в разы больше взятой в долг. Хотя в Постановлении Верховного суда четко сказано, что пени и штрафы не могут превышать сумму основного долга. Нюансов много, чтобы защитить себя, нужно не прятать голову в песок, а использовать все определенные законом способы, чтобы минимизировать общую сумму долга и расторгнуть договор с банком. Тогда у финансовой организации не будет возможности спустя некоторое время вновь обратиться в суд с взысканием с вас долга по тому же кредитному договору. К слову, банки больше вас не хотят, чтобы вы присутствовали на суде. Бывает, они указывает прежний адрес должника, чтобы он не получил повестку, и она как можно дольше пролежала в чужом почтовом ящике, а это значит, время для подачи возражения против требований будет упущено».
Без очков не видно, в очках не понятно
Вы будете удивлены, но многие финансовые организации любят… недобросовестных плательщиков. На тех, кто исправно платит по кредитным счетам, они тоже неплохо зарабатывают – проценты по кредиту, плата за обслуживание счета, страховка. Но самый доходный клиент – это должник. На него можно повесить штрафные санкции, провести рефинсирование – всё это свехприбыль. Но ведь можно работать и с должниками по-другому. Если заемщик нарушает график платежей, то банк имеет право свою сумму забрать обратно. Это прописано в каждом кредитном договоре. Но чаще всего банк не желает ограничиваться суммой, которую он одолжил человеку. Когда клиент по какой-либо причине перестает платить или платит неполную сумму, сразу начисляются пени. Банк подаёт иск в суд, когда накопится приличная сумма.
Встречаются и вопиющие случаи. Приведем один такой из практики общественной организации «Защита прав потребителей». Находящаяся на пенсии и получающая пособие по инвалидности женщина обратилась в банк (не будем называть, какой именно, потому что это дело в настоящее время находится на стадии судебного рассмотрения) за кредитом из-за острой потребности в денежных средствах. Пенсионерке нужны были 30 тысяч рублей, чтобы купить лекарства для лечения межпозвонковой грыжи. Всё это она честно сказала менеджеру банка, а заодно посетовала, что забыла дома очки. Женщина уже была клиентом этого банка, имела хорошую кредитную историю, банк располагал медицинскими документами о ее здоровье. Всё это не помешало находчивому менеджеру нажиться на больном человеке, что называется, по полной программе: кроме кредита на сумму 30 тысяч рублей на нее оформили несколько видов страховок стоимостью 45 тысяч рублей. Не имеющая возможности прочитать бумаги пенсионерка подписала все и несколько месяцев исправно платила по счетам. О проблеме узнала, когда пришла в банк вносить последний платеж и выяснила, что в ближайшие два года должна выплатить еще 50 тысяч рублей!
«Сложно представить, какое потрясение пережила пожилая женщина-инвалид, – комментирует ситуацию Екатерина Крамынина. – Навязываемая страховка при заключении кредитного договора – это тема отдельного разговора. Но в данном случае ее можно отменить благодаря имеющимися медицинским документам. Что же касается этой истории, то действия сотрудника банка, по меньшей мере, считаем неправомерными. Говоря по-простому, эта «акула бизнеса», воспользовавшись доверием пенсионерки, просто протолкнула продукцию банка, не предупредив о последствиях. А сколько ещё через неё прошло таких наивных пенсионерок, на которых она надела розовые очки и которым втюхала страховки, заработав себе премиальные?! Мы понимаем политику банка – без дополнительных услуг не заработать, но не в такой же циничной форме. Удивляет тот факт, что у сотрудницы банка, наверное, тоже имеются пожилые родственники, близкие люди, такие же беспомощные перед непорядочными менеджерами. Судопроизводство по данному делу в самом разгаре, наша организация намерена защищать своего клиента до логического завершения дела, а именно – признания страховок неправомерными. Мы уже обратились с жалобой в Роспотребнадзор Ангарска, сообщили об этом случае в администрацию города и готовим ряд юридических действий».
При этом сама же Екатерина Крамынина признает: вряд ли в тот злополучный день оформления кредита на лекарства пенсионерке помогли бы очки. Многие договоры, страховки оформляются намеренно сложно, чтобы за витиеватыми формулировками и юридическими терминами спрятать суть.
Надо отметить что кроме юридической помощи в сложных кредитных ситуациях Иркутская областная организация «Защита прав потребителей» проводит консультации населения по вопросам коммунальной задолженности (об одном случае из практики правозащитников мы расскажем в следующем номере). Такие юридические разъяснения бесплатные. А вот подготовка исков, представительство в судах стоит денег – это сложная, трудоемкая работа. При этом общественные юристы берутся не за все дела – часто элементарно не хватает людей и времени.
«Клиентов у нас много, потому что проблем с кредитами у людей тоже немало, – говорит Екатерина Константиновна. – Мы сейчас больше нацелены на просветительскую деятельность, хотим разъяснить людям основы финансовой грамотности. Ведь проблемы легче предотвратить, чем решить. В сотрудничестве с Центробанком подготовили лекции, которые для всех желающих проводим в библиотеках города. Но и в ходе таких бесед люди задают много вопросов по своим конкретным ситуациям, признаются, что нуждаются в правовой помощи. В рамках сотрудничества с администрацией города члены нашей организации проводят для ангарчан консультации в ресурсных центрах. Прием ведется с 15.00 до 17.30 по адресам: 30 квартал, дом 4, второй подъезд (каждый второй четверг месяца); 8 микрорайон, дом 8, третий этаж (первый и третий вторник месяца). Приходите – будем вместе искать выход из трудной, но не безнадежной ситуации!»