До окончания Года учителя, официально объявленного Президентом России Дмитрием Медведевым в начале 2010-го, остались считанные дни. Его официальные итоги уже подведены – о них на недавнем брифинге рассказала начальник управления образования администрации АМО Наталья Белоус. А каким стал этот знаменательный год для обычных ангарских учителей?
Сергей Метёлкин, преподаватель словесности гимназии №8:
– Обычный рабочий год. Рядовой. Для меня ничем не примечательный. Только шумихи вокруг Года учителя много было, а толку? Никакого повышенного внимания к учителю со стороны власти не наблюдалось. Последние новости: обещанное с 1 января введение новой системы оплаты труда сдвинули на 1 апреля, с 1 июня учителям обещают повысить зарплату аж на 6 процентов, хотя мы еще за декабрь не получили аванса. Год учителя не успел закончиться, а даже такую малость вовремя выдать не могут! В этой ситуации хоть задекларируйся, хоть весь город баннерами завешай – учителям легче не станет. Одним словом, год разочарований.
Татьяна Бабарыкина, победитель муниципального этапа конкурса «Лучший учитель-2010», учитель младших классов школы №36:
– Я его и не заметила. Он бурно начался – для меня, по крайней мере. Ожидалось, что все будет, как в сказке: вот сейчас-то оно и произойдет! Но… ничего не случилось. Обещанного повышения зарплаты не было. Зато возросли требования к учителю – он должен соответствовать современным образовательным стандартам. Единственное, что порадовало: у нас много молодых талантливых педагогов. Я была на конкурсе «Современный урок» и видела, как выступают молодые специалисты. Подпитываешься от них энергией. Значит, в нашем образовании еще не все потеряно, если есть такие педагоги. Этот год был очень насыщенным в плане конкурсов, курсов и мастер-классов для учителей, но прошел как-то незаметно.
По просьбе учителя школы №23 имени не называем:
– Говорить на эту тему не хочется! До слез обидно. Это самая больная тема, особенно для женщин, в одиночку воспитывающих детей. А их среди учителей – большинство. В школе сейчас остались самые стойкие, те, кто любит свою профессию и получает удовольствие от общения с детьми. Денег здесь не заработаешь! И на что жить учителю? Кого из выпускников ни спросишь – никто не желает идти на педагогический. Есть в этом и наша вина. Педагог должен участвовать в модернизации страны, быть в курсе всех новинок. В конце концов просто хорошо выглядеть! Но на то, чтобы быть современным, у него просто не хватает средств. В подобных противоречиях хорошо видно отношение нашего государства к образованию и культуре.
Елена Соловьёва, преподаватель технологии школы №24:
– Год был такой же, как все. Никаких изменений в лучшую сторону я не почувствовала. С деньгами стало только хуже – но из-за этого сейчас вся страна страдает. У меня первая преподавательская категория, получаю я шесть тысяч рублей. Из этих денег нужно заплатить за квартиру и еще жить в течение месяца. Власть по-прежнему не обращает внимания на учителей. Единственное, что стало лучше, – последние три года интерес детей к творчеству возрос. Может быть, просто вернулась мода на рукоделие?
Лариса Полевая, учитель английского языка школы №17:
– Год учителя: тра-та-та, тра-та-та! Погремушками гремели вовсю. Но он прошел мимо нас, обыкновенных учителей, серых лошадок, не участвовавших в конкурсах и не получивших премий. Лично я как учитель не заметила чего-то особенного для себя. И таких в Ангарске – подавляющее большинство. Зарплату нам не повысили, но завалили бумагами. Поэтому впечатлений – никаких. В этом году у меня был юбилей – 30 лет профессиональной деятельности. В качестве подарка от управления образования получила даже не грамоту – благодарственное письмо.
Георгий Крюков, преподаватель литературы и МХК лицея №1:
– В этом году не произошло каких-то ощутимых улучшений. Возрос бумажный поток – количество разнообразных отчетов. Под эгидой Года учителя прошел ряд мероприятий, спущенных сверху. Причем участвовать в них учителей заставляли посписочно, из-под палки. Это происходит не только в нашем районе – мы живем в ногу со страной. Надежды, возлагавшиеся российским учительством на этот год, не оправдались. Лучше бы его не объявляли. Он позволил окончательно убедиться в мысли, что лучше нам уже не будет. Если уж в Год учителя дела обстояли так плохо – что тогда будет дальше?!
***
Шесть ангарских педагогов, преподающих в разных общеобразовательных учреждениях разные дисциплины, не сговариваясь, утверждают одно: Год учителя прошел для них незаметно, положение учителя ничуть не улучшилось. И утешить их нечем! Ничего не изменится, пока наша власть не поймет, что образование – это система, от которой прежде всего зависит благополучие страны в будущем, и вкладывать в нее нужно не меньше, чем в оборонный комплекс. От шумихи – даже на всероссийском уровне – толку не будет. А между тем образование, как болото камышом, зарастает бумагами, в которых все прекрасно, но правды – ни на грош. И неважно, что девятиклассник не знает таблицы умножения и читает с трудом, – зато все галочки в отчетах стоят в нужных местах.