Рубрика
Ангарск и Ангарчане
В марте этого года Управление внутренних дел распространило информацию о возбуждении уголовного дела (по ч. 4 ст. 159 УК РФ «Мошенничество») в отношении руководителя одного из ангарских агентств недвижимости, по чьей вине своих квартир и денег лишилось несколько семей.
Название фирмы не скрывалось – в соцсетях активно обсуждалась деятельность АН «Единое». Следователь Назаренко собирал материалы по фактам действий директора агентства Натальи Жилкиной. Совместно с сотрудниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции при поддержке сотрудников ОМОН Росгвардии были проведены обыски в офисе и по месту жительства руководителя фирмы и ее родственников. В ходе оперативных мероприятий была выяснена схема, по которой действовали риелторы. Обстоятельства сделок различаются датами, суммами, квадратными метрами, фамилиями, но суть одна – люди отдавали агентству деньги за проданную или покупаемую недвижимость на ответственное хранение и больше не видели их. Правовую оценку всему произошедшему должен дать суд, если собранных в ходе следствия доказательств хватит для передачи дела в эту инстанцию. А тем временем пострадавшие пошли по редакциям местных СМИ в надежде получить помощь. Впрочем, иные уже и этого сделать не смогут…
В декабре прошлого года
76-летний Геннадий Покусаев решил продать свою двухкомнатную хрущевку в 84 квартале, чтобы выручить деньги на лечение. Пожилой мужчина больше полутора лет боролся с онкологическим заболеванием, перенес два инфаркта, операцию по удалению грыжи. Так как его родственники проживают далеко от Ангарска, заботы по уходу за Геннадием Васильевичем взяла на себя его давняя знакомая Ирина Гладко, у которой он и жил последние девять месяцев. «Оплачивать коммунальные услуги за две квартиры было накладно, и Геннадий Васильевич сам решил продать свою двушку, мы обратились в агентство недвижимости, которое в свое время мне помогло с приобретением моей квартиры, но через некоторое время позвонили нам совсем из другого агентства – «Единое» – и предложили свои услуги по поиску покупателей, начали водить людей на просмотр, – рассказывает Ирина Михайловна. – И покупатель нашелся быстро!»
Предварительную сделку Геннадий Покусаев и Софья Склифус, пожелавшая приобрести квартиру в 84 квартале за 1 миллион 580 тысяч рублей, оформили еще перед Новым годом, а 16 января по обоюдному согласию и при участии сотрудников АН «Единое» подписали договор купли-продажи, который был должным образом зарегистрирован в управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области. Только вот расчет за продажу недвижимости не был произведен должным образом. В условиях договора указано, что сумма полной стоимости квартиры должна быть переведена на банковский счет Геннадия Васильевича в течение 10 рабочих дней после регистрации сделки. Но прошло уже больше четырех месяцев, а денег за продажу квадратных метров так и не поступило. «Мы честно ждали эти первые десять дней, не допуская мысли, что нас могли обмануть, – рассказывает Ирина Михайловна. – В это же время вывезли свои вещи из квартиры, оплатили коммунальные счета, передали ключи новой хозяйке. Она-то нам между делом и обмолвилась, что уже передала деньги за квартиру директору АН «Единое» Наталье Жилкиной, чтобы та перевела их на счет Геннадия Васильевича. Шли дни, недели, а Наталья Юрьевна называла разные даты, когда деньги должны нам прийти. В итоге 19 февраля она перестала отвечать на телефонные звонки. Мы составили обращение в прокуратуру, написали заявление в полицию, а потом пандемия грянула…»
Адвокат, которого наняли пострадавшие, помог составить исковое заявление в суд, по которому ответчиком выступает покупатель квартиры 80-летняя Софья Склифус. Ведь, согласно заключенному договору, именно она должна была расплатиться за приобретаемую недвижимость. Истцы потребовали признать сделку недействительной и вернуть право собственности на квартиру Геннадию Покусаеву. И в свете такого развития событий потерпевших в этом деле может прибавиться….
«Софья Михайловна, вы знаете, что первое судебное заседание по вашему делу назначено на 3 июня? Как решать эту проблему собираетесь?» – спросили мы по телефону расстроенную пожилую женщину. «Да я этих денег даже в руках не держала! За что меня судить?» – расплакалась она. По словам Софьи Склифус, в январе 2020 года она в агентстве «Единое» оформляла не только покупку квартиры Геннадия Покусаева, но и продажу своей квартиры в 17 микрорайоне – тоже двухкомнатной, но коммунальной. На старости лет захотелось уединения в своих стенах, вот и решилась на сделки. «Мои покупатели рассчитались наличными в агентстве, и Наталья Жилкина сразу все деньги себе в сейф убрала, – рассказала Софья Михайловна. – Но у меня от нее расписка есть, вот на суде ее и предъявлю. Да и те люди, которые у меня квартиру купили, могут подтвердить, кто деньги взял! Очень надеюсь, что, когда режим самоизоляции отменят, агентство решит вопрос с оплатой. Уже и до суда дошло! Я спать перестала, на таблетках сижу, внук «скорую» вызывает. Он сейчас и ведет все переговоры с «Единым» – у меня нервов не хватает».
Нервы – нужный ресурс, но порой в силу личной или профессиональной необходимости приходится тратить его на выяснение отношений и обстоятельств. К тому же было интересно выявить связь несостоявшегося расчета по январской сделке и случившейся через два месяца после этого пандемии – как проклятый коронавирус, о котором твердили участники этой истории, стал виновником их финансово-правовых несчастий? Вот как это объяснила по телефону директор АН «Единое» Наталья Жилкина: «Из-за ограничительных мер, связанных с угрозой распространения коронавирусной инфекции, агентство приостановило офисную работу, сотрудники находятся на удаленной форме работы. К тому же сейчас многие учреждения ведут ограниченный прием документации и клиентов, а потому сделки проводить затруднительно (от авт. – странно, но большинству других агентств недвижимости в Ангарске условия пандемии не мешают проводить сделки и безотлагательно расплачиваться с клиентами, а уж в январе, феврале и марте, когда разворачивались все основные события этой истории, и вовсе не было никаких внешних препятствий для риелторской деятельности). По всем имеющимся в работе агентства сделкам работа будет продолжена после снятия режима повышенной готовности к ЧС – договоры имеют пролонгированное действие и не утратят своей силы. В случае с Геннадием Покусаевым была зарегистрирована ипотека в пользу продавца (своеобразная страховка на случай, если с ним что-то произойдет во время оформления сделки и перехода права собственности)».
Была еще пара слов про «оборотней в погонах» и заинтересованность правоохранительных органов в расследовании против агентства, но нас больше всего интересовала фраза про Геннадия Покусаева: «...если с ним что-то случится во время оформления сделки». К сожалению, случилось. Как уже упоминалось выше, он страдал тяжелым недугом и деньги с продажи квартиры хотел потратить на лечение. Но затяжной расчет окончательно подорвал его здоровье. По словам ухаживавшей за ним женщины, после оформления безденежной сделки он совсем пал духом, просил не сообщать своей дочери о том, что стал жертвой обмана. В последнее время его начали мучить сильные боли, и в начале прошлой недели больного раком мужчину определили в хоспис. Наш разговор с его доверенной Ириной Гладко состоялся днем 12 мая, а через несколько часов после этого стало известно о кончине Геннадия Покусаева. Тяжбу за его квартиру намерена продолжать приехавшая на похороны дочь. Посмотрим, что быстрее разрешит эту тягостную ситуацию – снятый режим самоизоляции или суд.