Рубрика
Ангарск и Ангарчане
В начале мая многие федеральные СМИ поспешили заявить: рюмочные уходят в прошлое. А поводом для этого стал принятый Госдумой закон о запрете розничной продажи алкоголя в жилых домах и на прилегающих к ним территориях. Продажа в розлив пива и напитков покрепче отныне разрешена только в случае, если площадь зала обслуживания клиентов больше 20 квадратных метров, остальные заведения должны прекратить свое существование. Речь идет о небольших питейных, которые в народе называют «наливайками» и тошниловками. Несмотря на нелестные прозвища, подобные точки чрезвычайно популярны из-за низких цен на алкоголь и шаговой доступности. И они продолжают работать вопреки действующему режиму повышенной готовности к ЧС из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции и принятому закону о запрете подобных заведений.
Только на одной из центральных улиц города – Карла Маркса – мы насчитали пять действующих рюмочных. Почему их двери до сих пор открыты для посетителей? За ответом на этот вопрос мы обратились к начальнику отдела потребительского рынка управления общественной безопасности администрации АГО Наталье Тюменцевой.
«Подобные заведения чрезвычайно живучи и обладают способностью подстраиваться под реалии действующих законов и ограничений, – говорит Наталья Михайловна. – Когда у нас в регионе объявляется временный запрет на продажу алкоголя в связи с проведением праздничных мероприятий, посвященных Дню защиты детей, Дню молодежи, выпускных балов, они позиционируют себя как кафе и совершенно легально торгуют разливным пивом. Ну а сейчас, когда в период пандемии деятельность учреждений общепита приостановлена, «наливайки» стали магазинами и продолжают продажу своей продукции. Дело в том, что при регистрации таких ИП они указывают в общероссийском классификаторе (ОКВЭД) сразу несколько видов экономической деятельности – и торговлю, и общественное питание, что позволяет им мимикрировать согласно ситуации».
В настоящее время в Ангарске зарегистрировано около 500 торговых точек, занимающихся продажей разливного или упакованного алкоголя. Из них треть – это те самые «наливайки», которые формально попали под закон о запрете, но по факту работают в прежнем режиме. В основном это мелкие представительства крупных федеральных сетей, которые вместе с регламентами своей франшизы обеспечивают предпринимателей на местах юридической поддержкой, попросту говоря – учат, как обойти запреты законодательства и легализоваться даже в неблагоприятные для алкогольного бизнеса «сухие» периоды. Уловок много: поставил в торговом зале три маленьких столика – и магазин стал кафе, а не закрутивший на пивной бутылке пробку продавец вполне может сойти и за официанта. Привлекательно разложенная на прилавке закуска – считай, наглядное меню буфета. Но самая большая хитрость – это включение в ассортимент продукции кваса и безалкогольных негазированных напитков. В ходе рейдов контролирующих органов проверяющие слышат одно и то же объяснение продавцов: «Сейчас мы алкогольное не продаем!»
В новом законе от 24.04.2020 № 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не случайно указана «запретная» площадь заведения – 20 квадратных метров. Именно маленькие забегаловки обычно доставляют жителям спальных районов больше всего проблем. Предприниматели выкупают «однушки» на первых этажах жилых домов и устраивают там торговлю дешевым алкоголем. Торгуют порой всю ночь, и шум-гам возле таких заведений стоит до утра. Жалобы на такие ситуации регулярно поступают из 9, 10, 15 микрорайонов. Питейные заведения нередко превращают существование жителей многоквартирных домов в настоящий ад, но к ответственности бизнесменов привлечь крайне сложно – ведь шумные гулянки их клиенты устраивают не внутри рюмочной, а рядом с ней, иногда прямо во дворах или на детских площадках. Прекратятся ли подобные безобразия после принятия закона? Вряд ли! Ведь расширить зал обслуживания клиентов с 20 до 21 метра крайне просто – достаточно немного сдвинуть стойку продавца.
И всё же управа на такие заведения есть! По словам Натальи Тюменцевой, с 2014 года надзором за деятельностью питейных заведений и лицензированием розничной торговли алкоголем занимается служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (с муниципалитетов эти полномочия были сняты). Специалисты службы могут инициировать проверку торговой точки по жалобам граждан. Свои претензии горожане могут направлять также в территориальное отделение Роспотребнадзора. Если жалоб действительно будет много, то правила торговли разливным алкоголем могут быть изменены на региональном уровне. Закон наделил регионы полномочиями по ужесточению регламентов вплоть до наложения полного запрета на торговлю алкоголем в таких заведениях. Также субъекты РФ могут повысить требования к минимально возможной площади подобных рюмочных и баров.
Противники таких кардинальных мер утверждают, что запрет на организованную продажу разливного алкоголя приведет к расцвету подпольных «наливаек», где качество спиртосодержащей жидкости может оказаться губительнее печально известного «Боярышника». И, к сожалению, надо признать, что доля истины в такой версии есть.