Рубрика
Ангарск и Ангарчане
В журналистике случается бывать в двух мирах одновременно – в реальном, наполненным заботами и проблемами обычных людей, и чиновничьем, где черное легко выдается за белое и наоборот. Так вышло при разбирательстве с ситуацией, связанной с транспортными картами льготников, многие из которых в мае неожиданно стали неактивными и непополняемыми. И выяснить причину этого оказалось не так-то просто.
…«Я больше месяца не выходила из дома, старалась никуда не ходить и не ездить в период самоизоляции, но 18 мая нужда заставила – поехала на прием к врачу, – рассказала нам по телефону 69-летняя Галина Георгиевна Ч. – Зашла в автобус, и такой позор, такую обиду приняла, что до сих в себя прийти не могу!»
По словам нашей читательницы, она ждала общественный транспорт на остановке в 6 микрорайоне. Сначала села в автобус №27, но ее транспортная карта оказалась неактивной. Пришлось выходить. «Водитель сказал, что у меня на карте нет денег, – вспоминает Галина Георгиевна. – Как же нет? Я положила всю сумму в конце апреля, в мае никуда не ездила. Куда же они делись? Я тогда подумала, что в автобусе система не сработала. Зашла в другой, №8. Там то же самое – карта неактивна, денег нет. Водитель очень нервничал, злился, сразу начал меня выгонять. Я попыталась ему объяснить, что зачислила деньги как обычно и в срок. Но он торопился, ничего не хотел слушать, перешел на грубость, стал кричать, что сейчас в полицию позвонит, если я не выйду из автобуса. Я стояла перед ним как оплеванная, денег на проезд с собой не взяла, потому что была уверена, что они есть на карте. С трудом спустилась, села на остановке, отдышалась: и так-то себя неважно чувствовала, а тут вообще слабость такая подступила, голова заболела и стала кружиться. И поплелась домой, к врачу не попала. На следующий день – уже с деньгами в кармане – поехала на автостанцию, где мне сказали, что мои деньги за проезд в мае перенесли на июнь. Почему – не объяснили. И за хамство водителей никто не извинился. Теперь вообще боюсь с этой транспортной картой в автобус заходить – кто знает, активна она или нет».
К слову, Галина Георгиевна является инвалидом 2 группы, имеет звание ветерана труда. Сейчас сильно болеет, и каждая поездка ей и без того дается с трудом, а тут еще и из автобуса выставили, словно «зайца-нарушителя».
С подобными проблемами столкнулось немало ангарчан. Звонки от горожан с жалобами на невозможность воспользоваться льготным проездом по карте в общественном транспорте к нам в редакцию начали поступать с 12 мая. Многие не могут пополнить баланс своих карт – при совершении платежа банкоматы и онлайн-системы выдают ошибку. Иной раз поле для выбора суммы платежа вовсе отсутствует. При этом телефоны, указанные на транспортных картах льготников, не отвечали. И несостоявшиеся пассажиры начали звонить всем подряд – всем, кроме тех, кто конкретно отвечает за техническую поддержку работы системы электронных платежей, а именно – в ОГАУ «Информационно-технический центр Иркутской области», потому что в общем доступе номеров телефонов этих специалистов не найти. Однако мы их нашли и дозвонились до тех, кто знает, что произошло с картами ангарчан. Впрочем, поначалу начальник отдела эксплуатации транспортных информационных систем утверждал, что описанной нами ситуации просто не может быть. Вот так протекал наш разговор с Игорем Александровичем (фамилию наш собеседник не назвал):
– Да нет таких проблем, и быть не может! Прямо так описываете, как будто у вас там в Ангарске аномальная зона! Всё нормально работает, и все, кому надо, дозваниваются на номер нашего колл-центра.
– А мы, как и другие ангарчане, не можем дозвониться. Вот набираю при вас указанный на карте номер: 8-800-100-4441. Автоответчик говорит, что номер не существует или временно не обслуживается!
– Тогда звоните по номеру МФЦ, там операторы ответят на все вопросы по работе транспортных карт. А то слушаете кого попало!
– Это наши читатели. И у них реальные проблемы с картами! Жалоб очень много!
– Да нет никаких проблем!
Вот так и попадаешь в два мира одновременно – у одних есть проблемы, а другие утверждают, что их нет и быть не может! К чести Игоря Александровича, проблему Галины Георгиевны они все же признали и даже дали разъяснение по данной ситуации. Думаем, оно будет полезно многим. Оказывается, чтобы зачисленные деньги активировали карту, необходимо совершить хотя бы одну поездку в ближайшие 14 дней после пополнения баланса карты, иначе деньги переносятся на следующий месяц. Почему этого никто не разъясняет льготникам? Мы бы объяснили так: потому что чиновники не считают их за людей. Но ведь опять скажут: «Объясняем, отвечаем, проблем с этим нет...»
Прямой телефон специалистов техподдержки ОГАУ «Информационно-технический центр Иркутской области» мы публиковать не будем, поскольку обещали им не делать этого. В Иркутской области льготами на проезд в общественном транспорте пользуются 80 тысяч человек, и если каждый из них хотя бы раз позвонит программистам, то система электронных платежей за проезд точно рухнет. Она и без того, сами знаете, далека от совершенства.
В этот раз многие столкнулись с проблемой неактивности транспортных карт, скорее всего, потому, что большую часть времени находились на самоизоляции и решили проехать в автобусе по истечении 14 дней с момента зачисления денег. Возьмите себе этот алгоритм действия платежной системы на заметку!
Еще одна наболевшая проблема – хамство водителей. С ней можно бороться только путем обращения с жалобами на грубияна к его работодателю. Записывайте госномер автобуса, время конфликта, можете сам разговор с водителем записать на видеокамеру сотового телефона – и обращайтесь в администрацию автоколонны (все номера указаны в салоне автобуса). Пассажирские перевозки отнесены к сфере услуг. А значит, обслуживающие нас водители и кондукторы должны быть вежливы, несмотря ни на какие обстоятельства!
И напоследок. Если водитель, обругавший и высадивший женщину-инвалида из автобуса, узнает себя и пожелает принести ей свои извинения, можем сообщить ему номер телефона Галины Георгиевны.