Предыдущая встреча с выходцем из ангарского народного театра «Факел», ныне московским актером Иваном Межанским состоялась ровно пять лет назад – в 2015 году. Тогда он приехал на короткие майские каникулы проведать родных. И на этот раз Ваня прибыл в родной город на неделю – погостить у мамы. А вышло так, что остался на много недель – самоизоляция остановила профессиональный пульс Ивана и заперла его в Ангарске.
Выпускник ГИТИСа (мастерская Андрея Щукина) за месяцы творческого простоя успел найти себе применение и в родном городе. Он выходил на сцену в традиционном концерте Дворца культуры «Нефтехимик», посвященном Международному женскому дню 8 Марта, и охотно откликнулся на просьбу ангарских библиотекарей поучаствовать в виртуальном проекте к 75-летию Победы «Бессмертная память о войне: письма с фронта». Ваниным баритоном озвучены три письма к родным фронтовика из села Савватеевка Михаила Арсентьевича Тимофеева. Их, как и другие голосовые послания из военного прошлого, скоро можно будет послушать на сайте ангарской Централизованной библиотечной системы cbs-angarsk.ru.
А пока Иван, ожидая вызова из столицы, встречается с друзьями и бывает в своем родном театре, который с тех пор, как он уехал, успел стать заслуженным коллективом народного творчества. Для актера, достигшего серьезных вершин в профессии («Мастерская театральных ремесел» Андрея Щукина, где среди инструментов создания образа на равных драматургия, вокал, танец и пластика, – это вам не хухры-мухры!), «Факел» во многом продолжает оставаться образцом служения Мельпомене, второй семьей (он занимался в театре с 3 класса), а его руководитель Александр Кононов, как говорит Иван, во многом заменил ему погибшего отца.
– Из таких театров, как «Факел», вырастают удивительные артисты. Они выходят на подмостки не потому, что получают за это деньги, а потому, что сами этого хотят и по-другому жить уже не могут, – говорит Иван. – Многие профессиональные актеры не включают на сцене душу, не передают в зал мессендж, идею, а просто отрабатывают часы, за которые им заплатят. Поэтому мне не нравится, когда актеров делят на любителей и профессионалов, – актеры делятся на настоящих и не очень. Для настоящего актера важно, чтобы зритель в зале о чем-то задумался, захотел что-нибудь поменять в своей жизни.
А по настоящему Ваня в Москве соскучился. Может, поэтому не хочет отпускать его родная провинция? В одно из посещений «Факела» он посмотрел видеофильм о ХХ юбилейном фестивале «Сибирская рампа» на острове Ольхон, состоявшемся в 2019 году, и остро ощутил, как ему не хватает байкальского театрального волшебства. В последний раз Иван приезжал на фестиваль, когда был студентом ГИТИСа. А в театральном сообществе России (да и в мире) кое-где хорошо знают, как подпитывает театральный Ольхон, какие настоящие впечатления оставляет после себя, как врачует и наставляет. Теперь Ваня Межанский мечтает задержаться в родном городе на все лето, чтобы поехать на фестиваль, если он состоится в этом году.
Он намерен подготовить для родного «Факела» некий творческий сюрприз, о котором мы, разумеется, рассказывать не будем. Материал для него Иван подберет тоже качественный, настоящий, не тот, на каком порой бывают основаны московские сценарии.
Он по-прежнему внимательно относится к тем сценариям, что ему предлагают, – наверное, поэтому снимается сейчас наш москвич не так часто. Театральные проекты стали совсем редкими, хотя Ваня думает вернуться в «Мастерскую театральных ремесел». Из готовых работ в сериалах он назвал «Практику-2» и «Преступления страсти», в 2020 году на экраны выйдут «Скрытые мотивы».
Одним из крайних проектов Ивана (оказывается, актеры, как пилоты и военные, тоже подвержены этому профессиональному предубеждению, употребляя «крайний» вместо «последний»: крайний кадр) стало иммерсивное шоу «Вернувшиеся» Comedy Club Production, куда прошел пробы буквально на бегу, сыграв минутный этюд по дороге на другие съемки, и где он долгое время исполнял главную роль Освальда.
Московский ритм, конечно, никак не сравнить с провинциальным! Столица легко перемалывает талантливых артистов, выжимая из них лучшие соки, – мы не раз были свидетелями этого. Но, возможно, ангарская остановка для Ивана Межанского станет не случайной. В судьбе у Вани сейчас явно наметилось распутье. Хочется снова совмещать кино с театром, хочется чистоты в искусстве, хочется продолжить театральное образование, поступив на режиссуру или продюсирование.
Пусть это всё у него получится, а пока сбудется ближайшая мечта – состоится ХХI международный фестиваль «Сибирская рампа» имени народного артиста России Юрия Авшарова и напитает нас всех чистым театральным волшебством.