За последние несколько недель в редакцию «Свечи» было множество обращений ангарчан по поводу неудовлетворительного состояния автомобильных дорог и остановок общественного транспорта – снежный накат чистится нерегулярно, плохо, мало. На одну чищеную улицу – десяток дорог, покрытых ледяным панцирем. Звонившие приводили конкретные примеры. Женщина с маленьким ребенком и коляской, выйдя из маршрутки №9, едущей по улице Алешина, на остановке в 34 микрорайоне вместе с малышом скатилась под колеса «Газели». Благо, водитель попался адекватный – не тронулся с места, пока люди, стоящие на остановке, помогaли упавшей женщине выбраться.
Пенсионер утром 11 января не сумел одолеть снежный накат вдоль Ленинградского проспекта в районе 12 микрорайона. Человек на костылях буквально опрокинулся назад.
Неблагополучную ситуацию с зимним содержанием дорог отмечают медики – им приходится разгребать эти последствия. Из письма начальника управления здравоохранения Марины Сасиной мэру АМО Владимиру Жукову: «На основании анализа роста травматизма по данным травмпункта МУЗ «БСМП»: декабрь 2009 – январь 2010 года – 267 случаев переломов, ушибов, вывихов. Из них 172 бытовые травмы получены на улицах города. За декабрь 2010 года и с 1 по 10 января 2011 года – 317 случаев переломов, ушибов, вывихов, из них 278 бытовых травм получены на улицах города. Рост травматизма составил 61,6 процента. Из получивших травмы 48 процентов – трудоспособное население. Средний срок нахождения на больничном листе по травмам – 22,2 дня. Просим обратить внимание на неудовлетворительное состояние тротуаров и дорожного полотна и принять действенные меры».
Принять действенные меры по чистке автодорог – это не к мэру, а к главе города. То, в каком состоянии находятся транспортные артерии города, – это показатель хозяйственности главы Ангарска. Содержание автодорог, их строительство, ремонт (капитальный и ямочный) – это серьезная статья расхода городского бюджета, на которую ежегодно уходят сотни миллионов рублей. В этом финансовом пироге сектор, предназначенный именно на зимнее содержание дорог, – величина не фиксированная. Есть деньги – выполняют ремонтные работы. За 2010 год был проделан большой объем, закрыли весь ямочный ремонт, привели в приличное состояние почти все дороги, по которым невозможно было ездить. Немалая часть выделенных из бюджета 2010 года средств ушла на уборку дорог от снегопадов в феврале-марте. К концу 2010 года на эту статью расхода осталось совсем немного средств. А снега выпало немало. И убирать его нужно не в феврале, когда дополнительные средства на это выделят, а сразу – так должно быть. Из этих соображений приходилось выполнять работы в долг. В расчете на кредиты, на средства из бюджета 2011 года. Денег на своевременную и качественную уборку всех автодорог не хватает. А потому она делается, мягко говоря, по необходимости, в первую очередь – на самых проблемных участках дороги.
Уборкой автодорог занимается муниципальное автономное предприятие «Благоустройство». Осилить весь объем работы одномоментно, когда снега выпадает выше нормы, оно не в состоянии (для этого в штате нужно держать не менее 120 человек), поэтому в качестве субподрядчика привлекают ДРСУ.
С января 2011 года за состояние автомобильных дорог в Ангарске отвечает департамент ЖКХ и строительства, который подчиняется заместителю главы города Юрию Дудакову. Что делают городские власти для того, чтобы ангарские дороги были безопасны? По словам Юрия Игоревича, дороги убираются в пределах выделенных объемов финансирования. Объемы установили депутаты. Есть график уборки. 11 января, например, убирались ул. Коминтерна, Чайковского, частично проспект К. Маркса. В первую очередь убирают там, где идет основной поток общественного транспорта. В 2010 году финансирования катастрофически не хватало, дороги чистились выборочно, с неполным вывозом.
Бюджет 2011 года принят. Денег, как всегда, не хватает, но по мере поступления средств в бюджет будут вноситься поправки. Это позволит вести уборку в более эффективном режиме. Новогодние праздники позади, в течение ближайших двух недель, по заверению Юрия Дудакова, «Благоустрой-ство» и ДРСУ постараются привести дороги города в нормальное состояние.
Идет совместная работа департамента с ГИБДД. По акту проверки состояния улично-дорожной сети г. Ангарска особое внимание должно быть обращено на снежные накаты на улицах Коминтерна, К. Маркса, Горького, Декабристов, Чайковского, Олега Кошевого, Ленина, на Ленинградском проспекте.
Не менее важно обратить внимание на остановочные пункты, соглашается замглавы города. По поводу кредитов: если финансирования на уборку дорог от снега не будет хватать, если обстановка будет осложняться, возможно, воспользуются услугами банков. Какова динамика расходов на зимнее содержание дорог за последние годы? Если объем расходов в 2008 году взять за 100 процентов, то та же статья расходов в 2009 году составила 102 процента (при этом очистили на 8 процентов площадей больше – за счет уменьшения расценок и роста эффективности работы), в 2010 году – 135 процентов. В конце 2010 года были дополнительно выделены 940 тыс. руб. На 2011 год заложено расходов на уровне 2009 года. Этих средств недостаточно. Для того чтобы содержать в порядке 1 млн кв. м дорожного полотна, нужны дополнительные средства.
Нужна и современная спецтехника – в соседнем Иркутске, например, приобретены 15 КамАЗов со щетками. Их работа гораздо эффективнее, считает Юрий Дудаков. С ним сложно не согласиться, хотя есть что и оспорить, если вспомнить, сколько муниципальной специализированной дорожной техники было разбазарено за последние годы. Технику не вернули, городские власти не сделали даже попытки. Купить за бюджетные деньги – дело нехитрое. Как её сохранить, чтобы она работала на благо ангарчан, – это вопрос куда более сложный.