Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Выпускникам школ в пору окончания учебы приходится непросто – они стоят перед выбором профессионального пути. Но выпускникам интернатов, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних еще сложнее – они находятся на пороге жизненной дороги, и от самых первых шагов зависит то, как сложится дальнейшая судьба ребят, в раннем детстве оставшихся без попечения родных. При этом далеко не все из них даже в 18 лет знают, как приготовить себе обед и постирать белье в машинке. Многие годы их обеспечением и жизнеустройством занимались педагоги, социальные работники, психологи, завхозы, повара, нянечки. Даже посуду в столовой интерната подростки за собой не моют, а в самостоятельной жизни за пределами учреждения кухработник вряд ли придет на помощь.
«В обычной семье подрастающий ребенок обучается многим вещам сам, без специального объяснения – он просто повторяет то, что делают родители, старшие братья и сестры, бабушки и дедушки, – говорит социальный педагог постинтернатного сопровождения ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Ангарска» Елена Гришина. – К сожалению, воспитанники детских домов и интернатов лишены таких живых наглядных примеров, и социальные навыки им необходимо прививать планомерно и организованно. Все последние годы мы занимаемся разработкой и реализацией технологии постинтернатного сопровождения выпускников государственных учреждений и решаем вопросы их социализации в обществе. Наши специалисты оказывают ребятам и девушкам, готовящимся к выпуску из интерната и центра помощи детям, консультативную юридическую, психологическую, педагогическую и социальную помощь. Порой приходится учить элементарным вещам: где и как оплатить коммунальные услуги, получить паспорт по достижении 20 лет, пополнить баланс банковской карты. Сейчас мы активно занимаемся проектной деятельностью в направлении адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни».
И одним из самых наглядных результатов этой деятельности стало создание тренировочной комнаты на базе центра. В прошлом году специалисты ОГКУ СО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Ангарска» в рамках ежегодного конкурса проектов Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко получили финансовую поддержку и приняли участие в работе стажировочной площадки на базе ГБОУ «Мензелинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья». Социальные педагоги из Ангарска посмотрели, как готовят выпускников интернатов к жизни вне сиротских учреждений в Республике Татарстан. Этот опыт был взят за основу при организации такой работы в нашем центре.
Что собой представляет тренировочная комната? Если бы вы неожиданно перенеслись туда, то подумали бы, что оказались в обычной квартире – кухня с плитой, ванная комната со стиральной машинкой-автоматом, диван, а перед ним – телевизор на полке. Здесь есть всё необходимое для проживания. И вот в такие привычные для многих условия (а для воспитанников интерната – как раз непривычные) будущих выпускников погружают на пять дней, в ходе которых специалисты ведут наблюдение и оценивают уровень подготовки ребят и девушек к самостоятельной жизни. Ох и непростые задачки порой им приходится решать! Как снять показания счетчиков и посчитать сумму платы за холодную воду? Как разделать и запечь курицу в духовке? Как выставить на машинке-автомате нужный режим при стирке тонкого тюля? По результатам пятидневного тестирования специалисты постинтернатного отделения разрабатывают конкретные рекомендации для каждого выпускника, определяя пробелы в социальной адаптации.
«Ребятам очень нравится такое погружение в самостоятельную жизнь! Ну а нам интересно наблюдать за происходящими с ними изменениями – как они взрослеют, учатся новому, достигают первых успехов, – говорит Елена Гришина. – И, конечно, мы намерены развивать эту работу. В апреле 2020 года Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко объявил второй этап IV всероссийского конкурса проектов «Курс на семью», где ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Ангарска» оказался в числе победителей с проектом «Жить правильно!». Цель проекта по-прежнему направлена на формирование навыков самостоятельного проживания путем создания условий, способствующих успешной социальной адаптации воспитанников. Мы планируем оснастить тренировочную комнату современной встроенной бытовой техникой (которая сейчас всё чаще используется в быту людей), приобрести садовый инвентарь (ребята должны уметь посадить или пересадить комнатные цветы), установить арт-стенд для освоения навыков проведения косметического ремонта жилого помещения, внедрить в практические занятия современные информационно-коммуникационные технологии (первичные навыки работы с ПК, смартфоном, глобальной сетью Интернет)».
Владение элементарными бытовыми навыками придает выпускникам большую уверенность в себе на выходе из интерната и служит площадкой для больших и маленьких успехов во взрослой жизни.