28 июня исполнилось три года с того дня, как ушел из жизни наш талантливый земляк Анатолий Осауленко. Его замечательные скульптуры, как и он сам, стали символом нашего города.
Скульптор, художник, поэт, большой патриот Ангарска. Он прожил 81 год. Почему-то казалось, что он будет всегда, как и наш город, в который он приехал много лет назад и который полюбил всем сердцем и не уставал воспевать в своих работах – монументальных скульптурах и поэтических произведениях.
В 60-70-х годах прошлого столетия Анатолий Осауленко был региональным скульптором работ советской тематики. Самый большой его Ильич, 11-метровый, до сих пор стоит возле здания управления АЭХК.
Он является автором памятника политкаторжанам на Московском тракте, бюста Дзержинского в 205 квартале, монумента Дружбы народов возле Дворца творчества, стелы в парке Строителей, фигуры Родины-матери в Музее Победы... Больше всего Анатолий Кузьмич жалел, что не ко времени пришелся его памятник Гагарину. Он сделал эту скульптуру как раз на исходе 80-х, всё ждал обещанных согласований от власти на установку. Но наступили 90-е, и о первом советском космонавте предпочли забыть, как обо всём, что напоминало эпоху социализма. А художник ничего не забывал и не выбрасывал – сотни проектов в гипсе и миниатюр в глине хранились в его мастерской, покрываясь пылью и вызывая удивление у посетителей.
В последние годы Анатолий Кузьмич работал над скульптурами декабристов, вольнодумцев царской эпохи. Немало у него было работ, посвященных Вампилову. Мечтал он стать автором памятника детям войны. Вообще проектов военной тематики у его было достаточно. Самая сильная – «Набат». Смотришь на нее – и, кажется, в ушах тревожный гул стоит от звона огромного колокола. Анатолий Кузьмич видел этот монумент в чугуне. Он должен быть внушительного размера – звучать визуально. Но я не помню, чтобы когда-нибудь кем-нибудь обсуждался план по реализации этого проекта. А жаль… Такие работы по художественному уровню и эмоциональному воздействию не сравнимы с большинством малых архитектурных форм, устанавливаемых для забавы и ландшафтного украшательства.
Произведения ангарского скульптора также представлены в Музеях декабристов в Москве и Иркутске, ТЮЗе имени Александра Вампилова в Иркутске, Торговой палате в Киеве, Заводском музее в Дзержинске.
Анатолий Кузьмич всегда был очень эмоциональным – и в своих работах, и в жизни. И честным. Говорил то, что думал. Не боясь высунуться из толпы соглашающихся.
Он в 80 лет жил на полную катушку – ездил за рулем собственной машины, принимал участие в конкурсах, проводил творческие встречи на родине Вампилова. И всегда очень внимательно следил за событиями на Украине. Будучи родом из Полтавы, переживал за земляков. Новую украинскую власть называл хунтой и фашистскими прихвостнями. «Такую войну с нацистами пережили и всё забыли. Как можно?» – говорил он.
Война была особой страницей в его судьбе. Он редко рассказывал о пережитом в детстве. Только однажды, когда мы с ним готовили статью о создании скульптуры Родины-матери, установленной в Музее Победы, поделился своими воспоминаниями.
Когда началась война, Анатолию Осауленко было 6 лет. Их семья жила в небольшой деревеньке Полтавской области. Фашисты пришли на эту землю, практически не встречая сопротивления наших войск, но начали захват с обычного авиаобстрела территории. «Услышав гул самолетов, мы с мальчишками побежали к реке, чтобы получше разглядеть истребители, – рассказывал Анатолий Кузьмич. – Никто не прятался. Наоборот, все лезли поближе. Дурни маленькие! Когда немец начал бить, многие тут же и полегли. Меня оглушило взрывной волной от упавшей бомбы, ранило. Сколько я пролежал возле реки – не помню. Потом кто-то подхватил меня на руки, унес за ближайший дом, где меня мама и нашла».
Истекающего кровью, тяжело раненного в ногу мальчонку могло спасти только чудо. Никакие примочки и обтирания не помогали. Ребенок угасал с каждым днем. «И тогда мама решилась на отчаянный шаг, – вспоминал скульптор. – Она насобирала по деревеньке яиц, положила меня в сани и повезла на лошади в бывшую районную больницу, где тогда располагался немецкий военный госпиталь. Вызвала на крыльцо врача и, пихая ему в руки пакет с куриными яйцами, начала просить помочь мне. Я сам этого не помню, был без сознания. Мама потом рассказывала, что немец откинул на санях тряпки, посмотрел на меня, на пропитанное кровью сено, на котором я лежал, и распорядился занести меня внутрь. Раны мне обработали, зашили, что-то вкололи. На этом лечение и кончилось – госпиталь был полон раненых немецких солдат и офицеров, присутствие здесь местного ребенка могло дорого обойтись врачу. Мама увезла меня домой. Лучше мне не стало. Я часто бредил без сознания, температурил, слабел. Местная повитуха сказала, что я не жилец. Тогда в нашей деревне было плохо с досками, гробы было не из чего делать, умирающих хоронили в тряпках. А тут как раз подвернулись доски, и мама попросила соседа сколотить из них для меня гроб. Но случилось чудо – я пошел на поправку. Видимо, лечение немецкого доктора всё-таки помогло мне. А непригодившийся гроб забросили на чердак, где я уже после войны нашел его и разбил топором…»
Говорят, те, кого заранее хоронят, потом живут долгую жизнь. С Анатолием Осауленко так и случилось. Он прожил долгую и интересную жизнь, стал профессиональным скульптором, членом Союза художников, поэтом. Он всегда оставался Личностью, Творцом и Патриотом. Он оставил после себя десятки монументов в разных городах и селах и еще больше – в проектах и эскизах. А значит – остался на земле среди нас.
Наша газета вела крепкую дружбу с Анатолием Кузьмичом, поддерживая его творческие идеи и помогая справиться с возникавшими социальными и административными проблемами. И сегодня мы хотим еще раз напомнить ангарчанам его имя.
Памятник политкаторжанам, автором которого является Анатолий Осауленко, долго был единственным монументом, установленным на всем протяжении Московского тракта. И визитной карточкой Ангарска. Сегодня барельеф пребывает не в лучшем состоянии. Но на днях стало известно, что этот объект включен в муниципальную программу по ремонту и реставрации памятников Ангарска. И будет приведен в порядок к празднованию 70-летия города.