Прошлое… Как много сокрыто в этом слове! Даже оставаясь в прошлом, истории минувших дней до сих пор волнуют нас, открывая завесу тайны. Или, как в нашем случае, театральный занавес, предвосхищая дальнейшие события… Сегодня мы хотим рассказать вам о первых годах творческой деятельности ангарского театра «Факел», о его основателе, имя которого в нашем городе стали незаслуженно забывать.
«Факел» был основан в Ангарске в 1958 году Борисом Чураковым. Если вы попробуете найти информацию об истории театра, большая её часть будет посвящена супругам Мамонтовым, руководившим театром с 1964 года, и Александру Кононову, который и по сей день является его режиссером, продолжая вносить свой вклад в развитие театрального искусства.
Однако основал театр именно Чураков. Организовав небольшой драматический кружок в Доме культуры «Комсомолец», Борис Чураков вскоре покинул пост его руководителя. Как вскользь указано на сайте иркипедия.ru, в разное время его занимали «энтузиасты» и «любители театра». Одним из них был Владимир Герасименко, о котором, к сожалению, мало что написано.
Владимир Иванович родился в 1933 году в Кемеровской области. Будущему режиссеру пришлось очень рано повзрослеть, приучиться к работе и стать главой семьи, так как его отец с матерью разошлись, оставив мальчика с бабушкой. Чуть позже ему, как и многим другим его сверстникам, довелось столкнуться со всеми тяготами войны, помогать взрослым в тылу.
Уже после войны, когда ему исполняется 15 лет, Владимир поступает в Кемеровское ремесленное училище, где знакомится со своей будущей женой – Надеждой Черданцевой. В этой хрупкой девушке он видел воплощение женственности, вместе они построили семью и прожили долгую жизнь.
По окончании училища он без раздумий следует за Надеждой, которую в 1951 году по распределению отправляют в еще только зарождавшийся город Ангарск, где требуется много рабочих рук. Здесь Владимир Иванович практически сразу становится мастером производственного обучения в политехническом университете, параллельно открывая для себя любовь к театральному искусству. В 1953 году рождается его первый ребенок – Сергей.
Благодаря своим лидерским качествам Владимир Герасименко становится первым секретарем комсомольской организации города, он руководит группой молодых людей, с которыми в 1957 году выступает на Фестивале молодежи и студентов, представляя город Ангарск. Вместе с тем он заочно учится в Иркутском культпросветучилище, осваивая режиссерское ремесло.
Во Дворце культуры «Нефтехимик» сразу оценили данные начинающего режиссера и пригласили его участвовать в театральных постановках – там он и знакомится с Борисом Чураковым, организовавшим тогда свой театральный кружок.
Очень занятый Чураков не мог полностью посвящать себя развитию молодого театра и доверил это дело Герасименко, дав ему возможность полностью раскрыть свой актерский и режиссерский потенциал. Стоит ли говорить, что при таком энтузиазме нового режиссера «Факел» увеличил количество детских и драматических спектаклей, поднимая также уровень их режиссуры и актерской игры. Довольно часто режиссер и его жена сами принимали участие в театральных постановках. Коллектив стал проводить выездные концерты по всей Иркутской области, давая спектакли в военных и сельскохозяйственных училищах, неся, как принято было тогда говорить, культуру в массы. В основном это были спектакли по пьесам Мольера и на военную тематику, например «Бронепоезд 14-69», поставленный по одноименной пьесе Всеволода Иванова.
Как ни прискорбно, у судьбы были несколько иные планы на будущее. Еще до всей череды выступлений, что ожидала театр, в семье Герасименко рождается дочь. Пополнение в семье заставляет Надежду Иннокентьевну прекратить участие в спектаклях, ведь теперь ей приходится заботиться и о новорожденной Ирочке, и о четырехлетнем Сереже. Она всё чаще остается дома и отпускает мужа на выездные концерты...
Театральные постановки пользовались большой популярностью, однако средств на существование у семьи едва хватало. Перед Владимиром встала непростая дилемма: семья или дело, которое он полюбил всем сердцем.
В 1964 году он заочно получает инженерное образование, оставляет театр и продолжает работать на АЭХК, куда устроился еще по приезде в Ангарск и на котором трудился до 60 лет.
Следующей частью его жизни была поездка на Украину, где он занимался сельским хозяйством, отказавшись от должности заместителя директора по организационным вопросам Хмельницкой АЭС. После 15 лет, прожитых там, он возвратился в давно ставший для него родным Ангарск. «Мой отец был достойным человеком и гражданином, он считал Ангарск по-настоящему своим городом», – вспоминает об отце Ирина Герасименко.
И хотя с Мельпоменой Владимира Ивановича судьба развела навсегда, в нем постоянно боролись два противоположных чувства: с одной стороны, ему было больно вспоминать о театре; с другой, в сердце теплилась надежда на будущие поколения, поскольку он считал театр одной из самых важных частей человеческой жизни.
Пусть он так и не успел узнать о том, что влечение к искусству передалось его правнуку, который также выбрал для себя стезю актера, но я бы поставил последние деньги на то, что Владимир Иванович гордился бы им.
Не знаю, как вы, но, узнав об этом человеке и услышав историю его нелегкого, но, безусловно, интересного пути, я был одновременно поражен тем, что не слышал о нем раньше, и горд, что мне выпал шанс рассказать о нем ангарчанам.
Необходимо прислушиваться к таким историям из прошлого: в них мы всегда можем узнать что-то новое, выучить уроки, данные нам предыдущими поколениями. Мы можем согласиться с ними или нет, а можем и поразмышлять о том, как бы мы сами поступили в тех обстоятельствах. В любом случае, это прошлое навсегда становится частью нашей жизни, формируя наши собственные истории.
Занавес!
Сергей Горящий,
специально для газеты «Свеча»