Ребенку страшно находиться одному в незнакомой обстановке, страшно, когда холодно, темно, когда нарушается привычный распорядок жизни, да и вообще многое, что случается впервые, страшно. Однако рядом с ним родной взрослый: он берет на ручки, успокаивает, прижимает к себе, дает защиту, и страх проходит…
С годами страхи становятся более осознанными, связанными с конкретными объектами или событиями. Некоторые дети начинают бояться сказочных героев, персонажей мультфильмов. Им может казаться, что мультяшные злодеи рядом, в соседней комнате, и представляют явную угрозу. Некоторые дети боятся сложных для них поручений в детском саду или школе, боятся агрессивных и излишне шумных сверстников; испытывают страх перед врачами, болью и так далее.
Иногда причиной возникновения страха могут быть конкретные ситуации. Приведу пример.
Оле 10 лет, её пригласили на день рождения к однокласснице. Для детей была организована квест-игра, в процессе которой девочку затолкали в темную комнату, чтобы она нашла там ключ, открыла им дверь и вышла к остальным ребятам. Оля испугалась, расплакалась, на этом праздник для неё закончился. Зато появилась боязнь темного времени суток, вечерних прогулок, то есть всего того, что напоминало ей одиночество в «черной комнате», как называли её организаторы.
Мама пыталась объяснить Оле, что это всего лишь игра, что ничего опасного в комнате не было, однако страхи не проходили. Семье пришлось обращаться к психологу для оказания помощи девочке.
Но бывают случаи, когда страхи детей появляются не от внешних обстоятельств, а провоцируются родителями.
Когда в детский сад за Ваней приходит мама, напрягается не только он, но и воспитатели. В своем поведении женщина непредсказуема, и это типичная для неё ситуация. Вечером мама с улыбкой заглядывает в группу, подзывает сына, спокойно расспрашивает, как прошёл день, чем он занимался, во что играл и прочее. Но через пару минут из раздевалки раздаётся громкий крик – это мама возмущена тем, что сын неаккуратно сложил вещи в кабинке. «Быстро одевайся, неряха!» – требует женщина и продолжает ругать мальчика. В ответ он весь сжимается, становится бледным. Наконец мама замолкает, берёт сына за руку, любезно прощается с воспитателями и уходит.
Педагоги ещё несколько минут отходят от услышанного, можно предположить, что испытывает ребёнок во время подобных разборок!
Ваня замкнутый, постоянно настороженный мальчик. Маме хочется, чтобы сын был свободным и жизнерадостным. Женщина живёт в иллюзии собственной непогрешимости и абсолютной правоты («если я сорвалась, значит, вывели»). При этом нельзя предугадать, что конкретно может её вывести из себя в каждую следующую минуту. Ваня же её боится и, если нечаянно прольёт чай, просит воспитателей ничего не рассказывать маме.
Непредсказуемая, неадекватная агрессия со стороны родителей развивает в детях неуверенность, постоянное напряжение, страх общения с окружающими. В будущем такие дети склонны к агрессии «вовне», на окружающих, или агрессии, направленной на себя (аутоагрессия).
• • •
Есть и другие причины возникновения страхов. Мама пятиклассницы Яны всегда живет в ожидании неприятностей. Она постоянно на связи с классным руководителем дочери. Женщина каждый раз извиняется, что беспокоит учителя, а после уточняет подробности поведения девочки, ищет и обязательно находит поводы для расстройства.
Дома она говорит Яне о трудностях жизни, о том, в каких ситуациях нужно быть особенно осторожной, каких людей и обстоятельств следует бояться, как важно вести себя аккуратно, чтобы не заболеть, и так далее. Но девочка уже сама научилась искать и находить у себя признаки неблагополучия и в своём мироощущении становится всё больше похожа на маму.
Страхи мамы – страхи ребёнка. Преувеличенные опасности окружающего мира, передаваясь от родителей к ребёнку, делают его мнительным, тревожным, постоянно настроенным на поиски того, что ещё негативного есть в этом мире. Во взрослой жизни люди, получившие заряд негатива в детском возрасте, постоянно в напряженной тревоге за себя, своё здоровье, за благополучие близких. Мир для них опасен и страшен.
И ещё одна история. Папа у восьмилетней Тани очень строгий, это признает её мама. «Дети должны беспрекословно слушаться родителей!» – считает глава семейства. Дескать, его самого так воспитывали (в угол ставили, ремнем наказывали), и ничего – нормальным человеком вырос. Поэтому если дочь к приходу отца не успевала, например, сделать уроки или навести порядок в своей комнате, то он сразу же брался за ремень. Бил не больно, но Тане было очень горько и страшно. Мама в этих случаях не защищала, считая это бесполезным. Таня постоянно боится отца и поэтому всё чаще мечтает о том, как вырастет и будет жить отдельно.
Родители должны знать, что при физических наказаниях у детей исчезает чувство собственного достоинства или приобретает такие формы выражения, что сам ребёнок (а затем взрослый) становится опасным для окружающих. Постепенно у них может развиться бесчувственность. Вначале чувства есть – это обида, огорчение и другие, но со временем они как бы атрофируются. Зачастую появляется опустошенность, нежелание жить, суицидальные мысли. Страшно, когда родители, наказывая детей, говорят им, что они сами во всем виноваты, что вообще-то «папа и мама добрые, но ты так плохо себя ведёшь, что наказание заслужил». Тогда у детей теряется представление о хорошем и плохом: если бить ребенка – это хорошо и полезно, то что тогда плохо?
Страх парализует нормальные человеческие чувства.
На фоне хронического переживания страхов у детей появляются проблемы с поведением, они становятся замкнутыми, напряженными, или, наоборот, агрессивными, часто грустят, постоянно сомневаются в своих возможностях, считают себя хуже, чем остальные.
Опасно, что, страдая от недопонимания родителей, дети, как это ни парадоксально, считают такую модель поведения нормой (другого они просто не видели!). По закону родители обязаны заботиться о психическом и физическом состоянии детей, но это делают далеко не все. И в каждую семью с проверкой не заглянешь. Есть вероятность, что люди, пережившие психическое и физическое насилие в детстве, будут относиться к своим детям так же, как относились к ним их родители. Да и сами родители в старости не смогут рассчитывать на чуткое расположение. И добро, и зло возвращается бумерангом. Задумайтесь об этом…
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог ОГБУЗ «ИОПНД» Круглосуточная бесплатная помощь психолога: 086, с мобильного: 8(3955) 56-49-86.