Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Я хорошо помню начало своей «первоклассной» поселковой жизни. Бабушка, собирая портфель, сказала: «Букварь возьмешь у Сашки, будешь с ним за одной партой, а я поесть вам собрала – чай с молоком и лепешки». В классе сидели те, с кем я еще вчера «сочиняла» секретики из стекла и фантиков и бегала играть в лапту. Учительницу моя бабушка, имеющая два класса образования, звала по имени и строго диктовала, как следует обращаться с детьми, то есть с нами. Мой переход из дошкольного в школьное существование был практически безболезненным.
Сегодняшним первоклассникам намного сложнее. Только для того, чтобы изучить содержимое современного ранца со всем многообразием школьных принадлежностей, наверное, нужно выделять специальные уроки. А еще учитель (очень значимый теперь для ребят взрослый) с определенными требованиями. Одноклассники – такие разные и незнакомые. Здание школы, которое предстоит долго осваивать. И еще много чего!
Да разве можно перечислить всё то, что буквально в одночасье «сваливается» на голову бывших дошколят? Всё это, бесспорно, эмоционально насыщенные события. Об эмоциях, вернее, о том, как близким взрослым помочь ребенку благополучно пережить начало школьной действительности, мы сегодня и поговорим.
Начнем с того, что иногда взрослые, и любя своих детей, и заботясь о них, недопонимают всей важности перемен, происходящих в жизни первоклассников. Несколько примеров.
Первоклашка Полина с восторгом относится к школе. Здесь ей нравится всё, но печалится:
– Я руку тяну, тяну, а меня не спрашивают.
– А ты брось чем-нибудь в учительницу, может, заметит, – шутит папа.
Поля всё, что касается школы воспринимает серьёзно, она обескуражена папиными словами:
– А разве можно бросить?
Анечке тоже семь лет, она тоже первоклассница. Для Аниной мамы очень важно, чтобы дочка была всегда опрятна: бантики на голове были строго симметричны, а на колготках не появлялось ни одной затяжки. Если затяжки всё же обнаруживаются, Аня огорчается до слез.
– Опять с мамой будет плохо, – вздыхает ребенок, и настроение у девочки портится на весь день.
Саша доволен: по пути в школу очень переживал, потому что учительница сказала принести ластик, а мама взяла и купила какую-то резинку. На уроке мальчик понял, что это одно и то же. Зря переживал!
• • •
Уважаемые родители, бабушки, дедушки, поверьте: подобных ситуаций в жизни ваших первоклассников отнюдь не мало, поэтому вот несколько рекомендаций для вас.
– Не критикуйте учителя, по крайней мере, при ребенке. Если любимые, всесильные, справедливые родители подвергают критике умного, так много знающего, самого главного для первоклассника человека в школе (учителя), то он (ребенок) теряется: кому верить?
– В сложных ситуациях лучше прямо поговорить с учителем и помнить, что в триаде «учитель – родитель – ребенок» важнее всего благополучие ребенка, а не амбиции взрослых. Из его интересов и нужно исходить в первую очередь. Обращайте внимание на резкие перепады настроения первоклассника, нарушение сна и аппетита.
– Необходимо, чтобы у ребенка было свое место для занятий, желательно, свой стол, свои полочки дня книг... Чтобы он это не делил ни со старшими братьями (сестрами), ни с другими членами семьи. Это не только добавляет уважения со стороны семьи к новому статусу ребенка, но и приучает его к порядку, организованности, внутренней дисциплине.
– Не стоит перегружать детей разговорами об их взрослости, а значит, ответственности, о том, что учеба теперь главное занятие их жизни. Игра – это пока еще важный и необходимый элемент действительности первоклассников, ей обязательно должно отводиться достойное место в режиме дня, а учеба как основной вид деятельности должна входить в жизнь первоклассника постепенно.
– Не будьте сами слишком тревожны по поводу школьных дел детей, тогда и ребятам рядом с вами будет спокойнее, ведь главное, чтобы у них появился и сохранился положительный настрой на учебу, учителя, школу на все 11 лет обучения.
• • •
...Как ни парадоксально, но из нашего первого класса больше всех преуспел в жизни тот самый Сашка, который в больших количествах поедал бабушкины лепешки, громче всех кричал на переменах и букварь которого в основном жил на моей половине парты.
Круглосуточная, бесплатная помощь психолога: 086, с мобильного: 8(3955) 56-49-86
Татьяна Бичевина,
медицинский психолог ОГБУЗ «ИОПНД»