Ежегодно с самого начала XXI века в июльские дни ангарский театр «Факел» проводил Международный фестиваль любительских театров «Сибирская рампа» на Байкале. За 20 лет было только одно исключение: в 2005 году Международный летний театральный центр переехал из ольхонского поселка Хужир на турбазу на берегу Малого моря. Причина была уважительная – долгожданная электрификация острова. Третья декада июля для театралов-любителей со всех концов земного шара – время знаковое, даже сакральное, потому что именно тогда вершится байкальское театральное волшебство под названием «Сибирская рампа»!
2020 год сломал многие традиции и системы, не пощадил и фестиваля, отметившего год назад юбилей. «Факел» организовывал его в самые тяжелые для себя времена, не имея денег и будучи бездомным, но против пандемии оказался бессилен. Мы поговорили о судьбе фестиваля и о происходящем в мире с заслуженным работником культуры России и почетным гражданином Ангарска Александром Кононовым, художественным руководителем и режиссером заслуженного коллектива народного творчества театра «Факел».
– Александр Иванович, если бы не пандемия, сейчас мы с вами были бы на Ольхоне… Что будет с фестивалем?
– По поводу «Сибирской рампы» не могу дать ни положительного, ни отрицательного ответа. Пока ничего не известно. На неделе поеду разговаривать с администрацией Ольхонского района, с администрацией Хужира, можно ли будет провести там фестиваль, если будут сняты все ограничения, связанные с неблагополучной эпидемиологической ситуацией. У нас был опыт проведения фестиваля в августе. На Ольхоне в это время достаточно тепло и комфортно: Байкал прогревается, заканчивается сезон ветров и держится мягкая температура, которая позволяет не отказываться от нашей изюминки – постановок спектаклей под открытым небом. И если нам разрешат и мы попадем в этот бархатный сезон, то сможем провести фестиваль. Конечно, не в том масштабе, который был. Не с 20 театрами, как обычно, а с 5-6, но не больше.
– Самые счастливые театры! И много желающих?
– Смогут приехать театры Иркутской области – они очень просятся, театры, которые здесь, рядом, в Сибири: наши друзья из Омска, Новосибирска, Красноярска. И Москва тоже просится очень сильно на этот фестиваль.
– Педагоги из Москвы тоже готовы приехать?
– Да, но у них свои сложности, связанные с выходом из режима самоизоляции. Сейчас полным ходом идет набор абитуриентов в театральные вузы. Все сроки сдвинулись. И когда начнется учебный год, не известно – нет точных ответов, все говорят: в зависимости от того, как будет складываться ситуация с коронавирусом. С участниками тоже проблемы: кто включен в рабочий процесс, кто не включен. С детьми и вовсе не понятно: родители их то увозят, то привозят – не в то время, в которое нужно. Процесс отрабатывался годами, а сейчас всё в глобальных масштабах пересматривается, переворачивается…
– А если режим самоизоляции и связанные с ним ограничения будут продлены?
– Мы будем действовать в зависимости от ситуации. Но мы готовы провести этот фестиваль. Если снимут все ограничения и можно будет собираться в количестве свыше 50 человек, на Ольхоне нужные интервалы между людьми легко обеспечить – на природе, где играются спектакли и проводятся мастер-классы, это не проблема. Если Роспотребнадзор запретит нам выезжать, будем искать варианты проведения фестиваля в другое время и в другом месте. Может быть, в Ангарске, если все совпадет по финансам. Хотя денежные затраты сейчас – не основная проблема. Мы в любом случае не теряем надежды, что фестиваль проведем. В этом году, двадцатом.
– В смысле финансов есть надежда на помощь?
– Проводить фестивали нам по большей части помогают спонсоры, в прошлом году помог Иркутский областной дом народного творчества. Мы подавали заявки на президентские гранты и на другие, которые связаны с культурой, но пока никаких грантов на проведение этого фестиваля не получили, хотя он является брендом Иркутской области и нашей страны в театральном мире. Сейчас культура перестраивается на рельсы проектной деятельности, но я считаю, что для нее это неподходящий способ существования. Во всём, что связано с культурой и развитием личности, должна существовать постоянно действующая государственная система поддержки и развития. И работа нужна на опережение, на динамику. Сейчас исторически сложившаяся система разрушается.
– …Если перевести ее на проектную деятельность, то стоит только не принять проект – и система перестанет функционировать. Это даже большая опасность, чем пандемия: та хоть не сразу, но закончится…
– Даже один раз не проведя фестиваль, можно много потерять, потому что театр не может жить без общения, это коллективный способ существования. К сожалению, сегодня люди не понимают, не ощущают необходимости в коллективной деятельности. Если она есть, то связана с каким-то функциональным существованием, добыванием денег или реализацией проекта, который тоже нацелен на получение денег.
– А как вы относитесь к онлайн-спектаклям и другим формам существования театра в период пандемии?
– Театр онлайн – это совершенно другая структура. Это не театр, когда нет зрителя, когда я не ощущаю зала, этого общего дыхания, ради которого, собственно говоря, и приходит публика в театр – почувствовать некое единство, нацеленность на общую проблему, которую театр выносит на сцену. Когда артисты играют в пустом зале, это чувствуется. Театр без дыхания зала утрачивает свою прелесть. Артисты теряют немыслимый кайф, который они получают от того, что зритель здесь, рядом, что он дышит на тебя. Когда актер попадает в зрительский объектив, он может делать невероятные вещи. А когда этого нет, он просто функционально отрабатывает систему взаимоотношений, которую диктует пьеса. Сейчас театр ищет какие-то необыкновенные формы существования, связанные с всеобщей цифровизацией. Например, в БДТ молодой режиссер поставил «Вишневый сад» Чехова и «Маленькие трагедии» Пушкина в стиле популярной игры «Майнкрафт». Очень странное явление, свидетельствующее о разрушении и схематизации той духовной работы человека, с которой связана вся русская классика.
– Александр Иванович, а как «Факел» готовится к новому сезону?
– В 212 квартале мы делим помещение с молодежным центром «Лифт». И в управлении по культуре нам пообещали сделать наконец-то звукоизолирующую стену, которая поможет в репетиционном процессе. Ждем. Планируем привести в порядок свет в зале. Так что, надеюсь, новый сезон откроем в новом качестве.