Рубрика
Ангарск и Ангарчане
Сегодня молодые родители стараются отдавать детей в спортивные секции в основном в дошкольном возрасте. Считается, что у спортивных детей должно быть хорошее здоровье и, кроме того, спорт – профилактика подростковой нестабильности поведения, так пугающей многих родителей.
Отправляют взрослые своих ещё не окрепших физически и психически ребятишек, например, на фигурное катание, где, чтобы попасть на тренировку к шести утра, нужно проснуться в пять, а потом к восьми идти в детский сад и там осваивать учебно-воспитательную программу.
Несколько конкретных историй в тему.
Катя с 4 до 5 лет посещала секцию фигурного катания. По утрам дома были истерики, девочка не хотела рано вставать, кататься «с настроением». Год, как рассказывает её мама, прошел в постоянной борьбе с капризами ребенка и в общей напряженной обстановке в семье. Надежды родителей на успехи Кати не оправдались: дочка к секции так и не привыкла, при этом её психоэмоциональное состояние стало нестабильным, и вместо секции ребёнок теперь посещает коррекционные занятия психолога. Похожих ситуаций много.
Девочка пяти лет на вечерней тренировке по гимнастике села на шпагат и уснула, да так крепко, что пришлось её в полусонном состоянии одевать и нести домой. Родители задумались…
Шестилетний мальчик три раза в неделю после детского сада посещал секцию борьбы. Его дед, сидя дома, ждал внука для отработки борцовских приёмов уже дома. Мужчина был настроен воспитывать мальчика исключительно по-спартански. У ребёнка появились проблемы со сном и страхи не оправдать ожиданий деда, которые переросли в другие страхи. Чтобы нормализовать состояние мальчика, также пришлось обращаться к специалистам и выстраивать коррекционную программу. И всё это в тот период, который принято считать лучшей порой в жизни человека.
Не стоит думать, что взрослые не любят своих детей. Они считают, что действуют из благих побуждений, и просто не думают, что происходящее может привести к серьезным последствиям. Родители не учитывают: организм ребенка находится в стадии роста, все психофизические функции ещё формируются, и формирование это должно происходить в условиях психологического комфорта, а не в напряжении от чрезмерных спортивных нагрузок.
Прежде чем отдать ребенка в спортивную секцию, задайте себе вопрос: «Для чего я это делаю? Не пытаюсь ли реализовать через ребёнка свои несбывшиеся мечты? Или для того, чтобы был как все?» Дети ещё не способны сделать осознанный выбор, на вопросы взрослого они могут сказать: «Да, я хочу здесь заниматься», но при этом они не осознают содержания занятий и размеров будущих нагрузок. Зачастую говоря: «Выбирай сам», взрослые подталкивают детей к нужному им (взрослым) решению.
При выборе секции руководствуйтесь физическим, психическим и личностным ресурсом ребенка. Нельзя, например, отдавать спокойного, тихого мальчика в силовые виды спорта. Можно его сломать.
Лучше посоветоваться с психологом, педиатром, воспитателем группы, которую посещает ребенок, о том, чем предпочтительнее ему заниматься кроме того, что предлагает программа детского сада.
В течение дня ребёнок находится в детском саду, подчиняется определенному режиму, вечером его ведут в секцию, где тоже необходимы усилия и подчинение общим установкам. Это большие нагрузки. Зачастую он позже ложится спать, полноценный отдых отсутствует, нарушаются все биологические ритмы, что отрицательно сказывается на развитии.
Если ребенок плачет, жалуется на усталость, становится эмоционально нестабильным, отрицательно отзывается о секции, обязательно прислушайтесь к нему. Скорее всего, занятия необходимо прекратить. Подрастёт – сделаете ещё одну попытку.
Вершин спорта достигают единицы. Большой спорт – это годы изнурительных тренировок, жесткое подчинение режиму, отказ себе во многом ради достижения спортивных результатов, ради победы, которой может и не быть. В большинстве случаев это физические травмы, последствия которых могут сопровождать человека всю жизнь, это психическое перенапряжение как следствие нагрузок, соперничества между спортсменами и разочарования после спортивных неудач. Стоит ли взрослым готовить такое будущее своим детям начиная с раннего возраста?
Речь не идет о том, чтобы отлучить детей от спорта вообще, но во всем должна быть мера.
Если у ребенка возник к чему-то интерес, сходите на занятия, пообщайтесь с тренером, покажите ребенку, как занимаются дети, пусть сам попробует. Если не нравится, не настаивайте на продолжении.
Занятия спортом должны приносить удовлетворение, а не вызывать протест и держать детей в постоянном напряжении.
Круглосуточная бесплатная помощь психолога по телефону: 086, с мобильного: 8(3955) 56-49-86.
Татьяна Бичевина