Рубрика
Происшествия и криминал
За июль ангарчане отдали мошенникам почти 2 миллиона рублей. Полиция и средства массовой информации постоянно предупреждают граждан об основных способах совершения таких преступлений, однако в редкий день в дежурной части УМВД России по АГО не регистрируется нового факта мошенничества. Так почему люди так легко расстаются со своими деньгами? Неужели не жалко?
Ваша покорная слуга тоже не раз сталкивалась с аферистами. Первыми, кто позвонил буквально через пять минут после выхода моего объявления на популярном сайте продаж, были именно они. Развод стандартный: «Ой, ваша вещь мне так понравилась, только я сейчас далеко нахожусь, можно я вам переведу залог? А когда приеду, рассчитаемся окончательно». На самом деле цель подобного звонка – выяснить номер вашей банковской карты и другую конфиденциальную информацию, с помощью которой можно похитить с нее деньги. Поэтому, когда продаете вещь, договаривайтесь о передаче денег из рук в руки. Надежней будет.
По похожей схеме мошенники действуют, пытаясь арендовать квартиру. Жилплощадь нужна вот прямо срочно, и предоплату за аренду готовы внести сразу же, однако нужен чек для отчетности в некое ведомство. А чтобы его получить, пройдите, пожалуйста, к банковскому терминалу и выполните, всё, что вам будут говорить… Надо ли пояснять, что после этого несчастный арендодатель не только не получит предоплаты, но и потеряет с карты свои кровные?
Еще один звонок мне поступил из «службы финансового мониторинга банка». Собеседник настойчиво интересовался, не переводила ли я 5000 рублей некоему Николаю? Получив от меня отрицательный ответ, «сотрудник службы безопасности» стал уверять меня, что с моей картой были совершены мошеннические действия и нужно срочно спасать деньги, переведя их на безопасный счет. К счастью для меня, мне было не с руки продолжать этот разговор, и я просто сбросила звонок. Но, как свидетельствует статистика, именно такой способ совершения мошенничества является самым популярным. На нем и остановимся подробно.
Судя по звуковому фону в виде приглушенных голосов и клацанья клавиатур, можно предположить, что для совершения такого рода афер работает целый колл-центр, а может, даже и не один. Не исключено, что его работники проходят специальную подготовку, потому что так грамотно заморочить голову вполне адекватным в обычной жизни людям – рабочим, бухгалтерам, руководителям, преподавателям и т.д. – просто так, с наскоку не получится. В этом смысле очень показателен случай, когда ангарская пенсионерка два дня подряд ездила по городу на такси, которое ей заказывали злоумышленники, и 32 раза переводила им деньги через разные банковские терминалы, лишившись таким образом более миллиона рублей!
А мошенники давят и давят на психику, сыплют малопонятными банковскими терминами и не дают опомниться, заставляя клиента «спасать» свои сбережения. Иногда для этого нужно снять всю сумму с карты наличными, а потом положить их на указанный мошенниками счет (якобы в «безопасную банковскую ячейку»). По факту это абсолютно бессмысленная операция, ведь деньги уже у вас в руках и практически спасены от каких-либо посягательств! Но мозги к тому времени настолько запудрены, что жертва безропотно идет к банкомату и кладет их на чужой счет. Либо, не размениваясь на такие мелочи, аферисты предлагают сразу перевести деньги с одного счета на другой или даже просто на номер телефона! Ну просто уму непостижимо – как? Как можно взять и отдать свои кровно заработанные деньги, просто повинуясь голосу незнакомца из телефонной трубки?
Еще один вид развода от мошенников куда опасней. Ведь люди не только лишаются своих денег, но и, следуя указаниям мошенников, оформляют на себя кредит, попадая на несколько лет в зависимость от банка. Мне пришлось однажды разговаривать с женщиной, которая одна воспитывает двух детей. На нее злоумышленники оформили кредит в 150 тысяч рублей с обязательством выплачивать по 5 тысяч в месяц, а у нее зарплата продавца в магазине 18 тысяч и съемная квартира. Когда она поняла, что ее обманули и нужно будет возвращать банку всю сумму, да еще и с процентами, то была просто в ужасе. А ведь всего-навсего нужно было вовремя положить трубку…
На самом деле телефонное мошенничество – развитая индустрия. С «клиентами» работают подготовленные люди, у которых всегда есть ответы на любые возражения. В полиции одна из пострадавших рассказала: «У меня в сообщении было написано, что нельзя говорить пароль третьим лицам. Я об этом сказала «сотруднику банка», а он меня «успокоил», вслух посчитав, что он-де банковский работник, первое лицо, я, как клиент банка, второе. А вот третьи лица действительно мошенники. Им пароль сообщать нельзя!» В тот день, послушавшись афериста, женщина лишилась сбережений на сумму более 300 тысяч рублей.
И самое главное – у мошенников нет совести. Им всё равно, кто ответил на звонок – пенсионер, мать-одиночка или преуспевающий бизнесмен. Они постараются содрать с вас всё до последнего рубля. Так не дайте же им стать богаче за ваш счет!
Как защититься от мошенников?
1. Самый главный совет: как только вам позвонили и, представившись сотрудником банка, стали спрашивать данные карты, заговорили о необходимости спасения денег, о том, что мошенники хотят оформить на вас кредит, смело кладите трубку!
2. Занесите телефоны своего банка в адресную книжку устройства. Если звонок будет с другого номера – он отобразится как неизвестный. А это первый сигнал для беспокойства.
3. Не совершайте никаких операций по инструкциям из телефона! Не переводите деньги ни на какие счета, не сообщайте никаких цифр, паролей и кодов, пришедших в смс-сообщениях!
4. Закончив разговор, проверьте, не произошло ли у вас за это время каких-либо сомнительных операций по карте. Если это случилось, немедленно звоните на «горячую линию» своего банка. Ее номер, если вы выполнили указание из пункта 2, в вашем телефоне уже есть.