В этом году многие ангарчане, планировавшие отдохнуть за границей, не смогли этого сделать из-за пандемии. Заплатив приличную сумму за перелет в другую страну, кто-то до сих пор не вернул средства, потраченные на билеты. Некоторые согласились на предложения авиаперевозчиков и получили взамен денег так называемые ваучеры, которые являются гарантией на последующий полёт. Однако в практике Ангарского городского суда есть случай, когда пассажир добился возврата денежных средств и штрафа «в связи с неисполненными обязательствами авиакомпании».
Семья ангарчан Климовых планировала вылететь на отдых в Таиланд 31 марта. Билеты на рейс Иркутск – Пхукет они приобрели в авиакомпании S7 (АО «Авиакомпания «Сибирь») еще в середине февраля, заплатив за троих человек – двоих взрослых и ребенка – 80 673 рубля. Однако с 22 марта в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции властями Королевства Таиланд был ограничен въезд иностранных туристов. В итоге авиакомпания «Сибирь» отменила все рейсы в Бангкок и на Пхукет. О данных обстоятельствах Климовы узнали, получив информацию от авиаперевозчика по электронной почте, и сразу же составили обращение на сайте авиакомпании с просьбой вернуть денежные средства за несостоявшийся перелет.
В судебном заседании истец – глава семьи Василий Климов – пояснил, что он неоднократно обращался в авиакомпанию «Сибирь», однако его требования не были удовлетворены.
«Мне выписали сертификат (ваучер) на приобретение авиабилетов на другие даты, о чем я не просил, так как моя семья не планирует другие поездки», – пояснил суду мужчина, отметив, что лишился значительной части дохода по месту работы и ему необходимы именно денежные средства. На другое он не согласен – деньги и только деньги!
В свою очередь представитель ответчика указал, что пассажир самостоятельно оформил на сайте авиакомпании заявку, тем самым согласившись с условиями действующих возвратов перевозчика. Поэтому в апреле текущего года мужчине был выдан сертификат. Дескать, авиакомпания свои обязательства выполнила и права потребителя ответчиком не нарушены.
Однако из представленных Василием Климовым скриншотов переписки с авиакомпанией следовало, что он не давал согласия на получение сертификата. Как ни старался представитель авиакомпании доказать, что пассажир был не против предложенных условий, он этого сделать не смог.
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу: отказ истца от перелета был вынужденным, а принятие перевозчиком решения об оформлении сертификата взамен возврата провозной платы в денежной форме в одностороннем порядке (без соответствующего согласия пассажира) противоречит требованиям закона и нарушает права истца. Цитируем документ: «Согласно части 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными Федеральными авиационными правилами действиями перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата».
В итоге Ангарский городской суд обязал взыскать с авиакомпании «Сибирь» в пользу Василия Климова заплаченные за авиабилеты деньги – 80 673 рубля, а также штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 40 336 рублей и расходы на оплату юридических услуг – 2000 рублей.