Я – обычный подросток, который последние два с половиной года провёл в необычном месте. Мне 18 лет, и я воспитанник Ангарской воспитательной колонии, но по закону мы называемся осуждёнными. Наверное, читатели удивятся и спросят: «Что полезного может нам рассказать несовершеннолетний преступник?» Возможно, главная цель моего обращения в том, чтобы взрослые перестали быть равнодушными, а ещё мне бы хотелось рассказать о тех взрослых, которые, отбросив предрассудки и личные страхи, протянули руку помощи «трудным» подросткам.
Подростковая преступность – это выражение вызывает в голове простого обывателя жуткие образы малолетних «отморозков», мелких воришек, злостных хулиганов и головорезов, которые не имеют будущего и обречены на замкнутый круг от срока до срока. К сожалению, в некоторых случаях так оно и получается. Так неужели этот порочный круг невозможно разорвать? Неужели нельзя помочь несовершеннолетним преступникам изменить свою судьбу и шагнуть на честный, законопослушный путь? Народная мудрость гласит: «Под лежачий камень вода не течёт». А это значит, чтобы искоренить рецидивы среди подростков, отбывающих наказание, взрослым нужно начать что-то делать. Как минимум перестать быть равнодушными и осознать эту проблему как личную, касающуюся каждого. А как иначе? Это и есть проблема взрослых! Ведь каждый ребёнок, нарушивший закон, из воспитательной колонии снова возвращается в общество.
Зачастую именно по причине равнодушия взрослых ребёнок попадает в тюрьму. Самое страшное, что равнодушными бывают самые родные люди, которые по причине беспробудных пьянок и личного неустройства попросту не занимаются своими детьми. Вот и получается, что единственным местом воспитания для таких детей становится тюрьма. Справедливости ради стоит сказать, что государство в лице сотрудников системы ФСИН добросовестно исполняет временно возложенные на него «родительские обязанности»: одеть по сезону, накормить пять раз в день сытно и разнообразно, выучить в школе и дать профессию. Однако этого бывает недостаточно. Чаще всего, получив диплом о профессиональном образовании, подросток не представляет, как применить свои знания на свободе, где и как искать работу, и даже собеседование с работодателем для него непростая задача. Хотя всему этому можно научить, всё объяснить и посоветовать, как нужно действовать. Вот только кто будет этим заниматься?
На удивление, заинтересованные люди нашлись. Речь идёт о проекте под названием «Наставники – не рядом, а вместе!». Суть проекта проста: один социально активный взрослый становится наставником для «трудного» подростка и делится с ним своим профессиональным опытом, житейскими навыками и примерами личного роста. Наставничество ведется в виде встреч и мастер-классов, непродолжительных выездов за пределы колонии.
Лучше всего о работе этого замечательного проекта расскажет мой друг Влад Ф., тоже воспитанник нашего учреждения. Я считаю, ему очень повезло с наставником. А что он об этом думает, пусть Влад расскажет сам.
Влад Ф., 16 лет: «Моим наставником стал предприниматель Илья Петрович Бабкин. Это очень образованный человек, я был у него в офисе, видел, как он работает, проводит встречи с деловыми партнёрами. Илья Петрович много рассказывал мне об известных бизнесменах, которые сумели «с нуля» построить свои фирмы, советовал книги, которые нужно читать, чтобы стать успешным. Раньше я не знал, что нужно планировать свою жизнь, но мой наставник много мне об этом рассказывал, приводил личные примеры. Он научил меня использовать схему «Круг моих интересов», которая помогает оценить разные сферы жизни человека: отношения с родственниками, дружба, личный рост, отдых, работа, здоровье и спорт. Но больше всего мне запомнилась встреча с деловыми партнёрами Ильи Петровича, которые занимаются сварочными работами.
Дело в том, что в воспитательной колонии я получил профессию сварщика, мне очень нравится эта работа. Так вот, эти партнёры в своей мастерской устроили мне настоящий экзамен! Мне дали сварочник, электроды, куски металла и предложили показать, что я умею. Я очень волновался, но у меня всё получилось, хотя кое-что пришлось исправлять, переделывать. Потом мой наставник спросил у этих предпринимателей, взяли бы они меня на работу, и они ответили: «Да!»
Благодаря своему наставнику теперь я знаю, что такое бизнес-план, и уверен, что если захочу, то могу сам стать предпринимателем. Буду сварщиком, стану работать сам на себя. Куплю сварочный аппарат и всё что нужно для дела. Дам рекламу в газете, наклею объявления в садоводствах или ещё где-то и буду принимать заказы. Чтобы я заранее всё просчитал и обдумал, Илья Петрович дал мне задание: составить приблизительный список необходимых мне инструментов, расходных материалов, спецодежды. Потом с этим списком мы проехали несколько магазинов «Всё для сварки» и я узнал, что и сколько стоит. Я сам общался с продавцами, задавал вопросы о качестве и скидках, как настоящий взрослый! Теперь я знаю, что такое смета и для чего она нужна.
Ещё Илья Петрович очень добрый и вовсе не жадный человек. Один раз мы были в кофейне, один раз ели позы и несколько раз заезжали в кафе, где очень вкусное мороженое. Я рад, что меня пригласили в такой проект. В это, конечно, трудно поверить, но, оказывается, есть такие люди, которые готовы помогать тем, кто оступился в жизни».
Вот такой пример человеческого участия и отзывчивости. Скажу вам по секрету, каждый воспитанник Ангарской воспитательной колонии мечтает о таком наставнике. Возможно, когда-нибудь эти мечты исполнятся, ведь я уверен: среди читателей вашей газеты много отзывчивых и социально-активных людей. Вдруг кто-нибудь уже решил тоже стать наставником для «трудного» подростка?
Вадим А.,
18 лет