Газете «Свеча» в этом году исполнилось 28 лет. За это время вместе с нашим изданием выросло целое поколение читателей. Есть среди них и люди почтенного возраста, как, к примеру, Михаил Пыжьянов. Ему было 59 лет, когда он взял в руки первый номер «Свечи». Сейчас Михаилу Григорьевичу 87! Несмотря на солидный возраст, мужчина ведет активный образ жизни, прекрасно водит автомобиль, следит за происходящим в Ангарске, переживает и радуется за город, в котором живет много лет. Сегодня на страницах нашей газеты, представившись «странным прохожим», Михаил Григорьевич делится с нами интересными наблюдениями и рассуждает о том, что волнует его больше всего.
• • •
Думаю, очень многие ангарчане в душе гордятся нашим городом, рожденным Победой. Если бы его коренной житель по какой-либо причине отсутствовал здесь лет пять-десять, то, вернувшись в Ангарск, скорее всего, не узнал бы его. За эти годы город кардинально преобразился. Возьмем для примера застройку Ленинградского проспекта с его высотными зданиями, поднявшимися в небо (наши архитекторы, по-видимому, посчитали, что чем выше здания, тем крупнее и важнее выглядит город), а также крупными торгово-развлекательными центрами (вроде «Фестиваля») и другими социальными объектами.
Сбылась и мечта возродившего в нашем городе хоккей бывшего руководителя АЭХК Виктора Новокшенова. Построен крытый стадион «Ермак». Застроилась и другая часть Ангарска: приросла микрорайонами со своей инфраструктурой, появились новые парки и уютные скверы для отдыха. Наконец, благоустроили набережную реки Китой и завершили строительство долгостроя – здания школы в 7а микрорайоне, теперь уже гимназии №1.
Не обошлось и без казусов. Интересно, как чиновники, не посчитавшись с мнением народа, дали разрешение на строительство высотного здания под названием «Арбат», уничтожив тем самым, можно сказать, центральный фонтан в квартальской части города? А вот жители 29 микрорайона молодцы: сумели прекратить вырубку леса около собственных домов. В остальном можно считать, что в Ангарске созданы все условия для комфортного проживания, и надо отдать должное мэру Петрову: во всём его большая заслуга.
При этом на окраинах нашего любимого города по-прежнему располагаются зоны, где отбывают свой срок заключенные. Принято считать, что лицо нашего города – вокзал или триумфальные колонны Ангарских ворот. А ведь если ехать со стороны Иркутска по Московскому тракту в сторону ТЭЦ-10, то сразу видишь ИТК-15, а по дороге в сторону поселка Юго-Восточный – ИТК-14. Получается, это тоже лицо города? Невольно вспоминается анекдот про встречу двух ангарских подростков:
– Ты откуда, приятель, возвращаешься?
– Из детского лагеря «Ленинец». А ты?
– Тоже из детского лагеря – ИТК-14...
Вот только ИТК-14 до сих пор существует, а лагеря «Ленинец» уже давно нет (теперь там «бобры» построили свои хатки).
• • •
Ангарск 2020 года. Улицы и проспекты увешаны плакатами, световыми табло: «Ангарск – лучший город на земле! Ангарск – любимый город! Ангарск – самый чистый город». Отыщется ли автор этих лукавых слоганов? Наш город, не говоря уже об окрестностях, никогда не отличался абсолютной чистотой улиц, парков, дворов, фасадов жилых зданий, а также экологической чистотой.
Идеологических плакатов давно уже нет. Зато на стенах, крышах и торцах домов, фонарных столбах и специально вбитых опорах висят яркие рекламные щиты, полотнища, баннеры. Лично мне до сих пор не понятно: на каком основании было официально разрешено исковеркать русские города иностранными надписями, ярлыками, каковыми стали названия офисов, магазинов?
Реклама призывает покупать всё подряд без удержи. Повсюду полно магазинов, всевозможных торговых центров с изобилием разных продуктов, товаров и прочей некогда дефицитной ерунды, где цены ошарашивают размерами. Основная масса покупателей из числа малоимущих и пенсионеров выбирает те магазины, в которых продукты и товары подешевле. Где взять деньги на безудержные покупки при мизерных пенсиях и невысоких зарплатах? И опять реклама – услуги банков и кредитных организаций, предлагающих ссуды, ипотеки и другие займы под кабальные проценты.
По улицам движется сплошной поток машин, причем в основном иностранного производства. Это сотни родовитых отпрысков известных автомобильных фирм: «Форды», «Ниссаны», «Хонды», Тойоты», «Ауди» и другие, которые ведут себя по-хозяйски уверенно, тесня детища российского автопрома – «Волги», «Лады», «Москвичи»...
Бедным родственником на этом празднике жизни выглядит наш народный, чисто экологический транспорт – трамвай. Невольно вспоминается заметка, давным-давно напечатанная в газете (тогда еще «Знаменке»), – «Трамвай идет по тайге». Когда-то на этом транспорте за три копейки можно было доехать почти до любой точки города. А нынче и от тайги уже следов не осталось, и трамвайные маршруты сократились.
Автомобили иностранного производства охлаждаются кондиционерами, атмосферу засоряют ядовитые выхлопы, угольная пыль и другие вредные вещества, которые травят народ. Бензиновая гарь разъедает асфальт дорог, которые и без того находятся не в идеальном состоянии. Громадные автобусы и большегрузные автомобили выбрасывают в воздух черные дизельные выхлопы. Всё это, конечно, влияет на окружающую среду. К сожалению, это общая беда всех промышленных городов страны...
• • •
Чтобы провести параллель между прошлым и сегодняшним днем, мой прохожий решил совершить виртуальный экскурс в годы становления города. В то далекое послевоенное время, когда наша страна только начала восстанавливать промышленность и экономику, разрушенную войной, партия и правительство СССР решили построить крупнейший нефтехимический комплекс на берегу Ангары. В стране было объявлено о начале ударной стройки. Народ с энтузиазмом откликнулся на призыв коммунистической партии. Не будем кривить душой: строительство началось с размещения на территории лагерей (зон «Китойлага»), старожилы Ангарска еще помнят объекты, огороженные колючей проволокой.
Со всей страны на стройку были направлены опытные руководители различного ранга, специалисты-градостроители и, конечно же, комсомольцы. В первую очередь была создана строительная организация АУС-16 с ее многообразными структурными подразделениями. В короткие сроки были построены и введены в эксплуатацию крупные промышленные предприятия, такие как АНХК, АЭХК, цементный, керамический и электромеханический заводы, три ТЭЦ, предприятия легкой и пищевой промышленности, ряд других социальных объектов. Город рос и развивался как в промышленном, жилищном, так и в культурном плане. Вскоре он стал одним из промышленных центров Иркутской области, за что и был удостоен награды – ордена Трудового Красного Знамени.
• • •
Мой прохожий не называет поименно всех первых руководителей, стоявших у истоков строительства, оставляя это историкам и краеведам. Шли годы, и вот в стране настали такие времена, о которых без содрогания и страха даже трудно вспомнить. С подачи тогда еще бывшего генсека и экс-президента страны Горбачева началась перестройка, демократические преобразования и бесконечный реформизм. Позже теперь уже тоже бывший президент Ельцин с приспешниками совершил беспринципный поступок: в одночасье, одним росчерком пера развалил Советский Союз, создаваемый десятилетиями. В стране начался полный хаос: гайдаровские реформы, внедрение рыночной экономики, приватизация и т.д.
К власти пришли люди новой формации, стремившиеся обогатиться за счет государственной казны, руководство страной перешло в руки политиков и дельцов. При помощи спекулятивных махинаций они стали владельцами промышленных предприятий, заводов, недвижимости, добрались и до природных богатств. Нефтяные магнаты бросили клич: «Вставай, рабочий люд, – труба зовет, погоним нефть и газ в европейские страны, зажжем для них голубой огонек, а села и деревни собственной страны, как и раньше бывало на Руси, проживут со свечёй и лучиной». Такова была политика русских нуворишей. Потому что они получили власть и деньги.
• • •
Правительство, правда, считает иначе: мол, от нефтяного и газового экспорта зависит экономика страны и благосостояние народа, так как 40% дохода от экспорта поступает в федеральный бюджет. Интересно: а остальное куда и кому? Откуда тогда, спрашивается, взялись миллионеры и миллиардеры, ставшие обладателями несметных богатств? Ответ прост: это мы сами породили их, работая вахтовым методом, отрываясь от семьи, гробя свое здоровье. А они обогащаются за наш счет и вывозят нечестно добытое добро за бугор. Где же понятие о социальной справедливости?
...Да, моего прохожего совсем не туда потянуло, его рассказ должен быть только о нашем городе, собственно, с чего он и начинал. Но политические преобразования, прошедшие в стране, не обошли стороной и наш город. В 90-е промышленность города постепенно пришла в упадок. По Ангарску прокатилась волна банкротств, многие предприятия, не выдержав рыночной конкуренции, развалились: они разворовывались и продавались за бесценок. У наблюдавших за этим горожан возникало ощущение безысходности. К этому добавилось еще и то, что наш город (по злому умыслу или попустительству тогдашней администрации) вдруг превратился в поселение.
• • •
Тем не менее Ангарск и его жители повидали за свою жизнь разные кризисы и находили выходы из создавшихся ситуаций. Ангарчане из-за спада производства, сокращения персонала, урезания зарплаты, общей финансовой нестабильности были вынуждены искать новые источники дохода. Люди стали приспосабливаться к новым условиям жизни, начинали заниматься предпринимательством, торговлей, открывать предприятия малого и среднего бизнеса. Раньше в СССР это называлось спекуляцией, она была уголовно наказуема. Да и сейчас многие не одобряют тот бизнес, которым правят безнравственность, эгоизм, жадность наживы. Тем не менее в нынешних условиях рынок диктует правила игры, и всякого рода предпринимательство рассматривается как способ выживания. Как гласит пословица, «у каждого Абрама своя программа».
Перемены в стране отразились, на мой взгляд, и на менталитете людей. Люди утратили чувство дружеского отношения друг к другу, уже нет той доброжелательности, взаимопонимания, широты души. Из-за жизненной рутины многие ангарчане отгородились от внешнего мира и проблем, заперлись в четырех стенах, теперь они больше похожи на кочаны капусты, туго завернутые в листья, – попробуй-ка доберись до кочерыжки!
Однако никак нельзя умолчать о той категории граждан города, которые в смутные времена не митинговали на площадях, не жаловались каждому встречному-поперечному на проблемы, не брюзжали, как многие, а продолжали делать свое дело, достойно выполняя профессиональный долг на тех предприятиях, которые с трудом выстояли и сохранили кадры. К примеру, благодаря самоотверженному труду теплоэнергетиков город бесперебойно снабжался теплом и светом. Кстати, ТЭЦ-10 уже отметила 60-летие. Спасибо коллективу за его нелегкий труд и за то, что «десятка» живет и процветает! Ангарчане благодарны ТЭЦ за то, что в их домах тепло и светло, и за то, что они не боятся морозных зим и суровых бурь!
• • •
Заканчивая наблюдения, мой прохожий напомнил, что живет в Ангарске с 60-х годов и что ему отнюдь не безразлична судьба города. Он не сожалеет о том, что родился в лучшее время, и доволен, что смог вложить частицу личного труда в развитие города. По роду деятельности в системе «Иркутскэнерго» судьба свела его с замечательными людьми, в том числе со многими руководителями, в частности с директором ТЭЦ-10 – участником Великой Отечественной войны Владимиром Петровичем Рыбалко (светлая ему память), а также с Валерием Ивановичем Поповым, Виктором Леонидовичем Апасовым. Можно было назвать еще многих руководителей ангарских предприятий и организаций, вместе с которыми он принимал активное участие в общественной и политической жизни города. Но жизнь сурова, многих его ровесников и коллег уже нет.
Конечно, люди были в то время другими, да и запросы у них были иными – никто не стремился обогатиться и стать миллионером. Тогда ценность представляли коллективная дружба, честность и искренность. Радоваться или грустить по поводу перемен, которые несет с собой сегодняшнее время? Пожалуй, печалиться не стоит: жизнь хороша в любых ее проявлениях. Жаль только, что она не вечна…
С уважением ко всем жителям Ангарска ваш странный прохожий – пенсионер, ветеран «Иркутскэнерго»
Михаил Пыжьянов